Народный артист России Александр Леньков отмечает юбилей
Про свою трудовую книжку он говорит – «в ней все очень скучно». В 1964-м году Александр Леньков пришел в театр Моссовета, и работает в нем до сих пор. На самом деле, на эту сцену он впервые вышел еще школьником. Ленькова для детской роли в одном из спектаклей, выбрали из сотен других ребят. Сегодня актер принимает поздравления с 70-летием. Рассказывают «Новости культуры».
Это действительно редкие кадры – в гримерной Александра Ленькова вдруг почти что порядок. Тесная, узкая комната – его любимое место в театре, про него самого здесь говорят – домовой. Почти 60 лет на сцене, те самые первые детские роли, и те, которые потом сыграл для детей. Взрослые плакали – когда в спектакле «Пчелка» видели его короля гномов.
«То, что делал Саша, то совершенно удивительное умение владеть рисунком, всегда очень острым, во всех его ролях, всегда острый, – отмечает народная артистка РСФСР Ирина Карташова. – Я уж не говорю о том, что он как Бог двигается, и, говорят, артист он незаменимый ,такого второго нет, поэтому я счастлива, что могу эти слова все сказать».
Его гномий король сгибался и складывался – не то, что актерская пластика – словно и вовсе актер – пластилиновый. Но для особого зрителя, детей, больше он играл не в театре – в кино. Тот самый папа, который не умеет готовить курицу, Снеговик на службе у Снежной королевы, дворник, он же волшебник – тот, кто невероятно, но факт, исполнил желания Петрова и Васечкина. И главный сказочный персонаж – Баба яга, почти что без грима. Как-то объяснил, чем его Яга отличалась от той, что играл Георгий Милляр.
«Он играл злую Бабу Ягу, – говорит Александр Леньков. – У него даже был такой нос… Я гордился тем, что сделал две косички. Такая старушонка откуда-то из очереди».
Многих своих героев он собирал по деталям – тубус в руках – уже биография, домашние тапочки, когда пришел заселяться – уже характер. Нескладный холостяк потом появился и в «Маленькой Вере». Чудаковатых, странных, понятных не всем – таких у него было много и в театре.
«Ему можно ставить любые задачи, – отмечает народный артист РСФСР, художественный руководитель Театра имени Моссовета Павел Хомский. – Поставить его вверх ногами, он будет вверх ногами. Если он считает, что это интересно, выразительно и художественно необходимо – пожалуйста! Будет стоять на голове и не пожалуется, и не будет говорить “мне неудобно”. Важно, что это нужно».
За то, как он двигается – бесшумно, крадясь, то подпрыгивая, то делая прыжки с зависанием – его даже звали в Большой, обещали карьеру танцовщика. Он остался верен той сцене, на которую впервые вышел мальчишкой. И этим мальчишкой, кажется, чувствует себя до сих пор.
«У нас довольно узкий барьер, отделяющий зал от оркестра, – рассказывает заслуженная артистка России Марина Кнушевицкая. – И он в сказке должен был пробегать по авансцене с одной стороны на другую. В один прекрасный день он решил пробежать по этому барьеру, причем так он пробежал, а тогда был живой оркестр, и был у нас дирижер. Он пробежал, остановился на один момент, посмотрел на дирижера, вернулся, поцеловал его в макушку и побежал».
На ролики он вставал в «Кавалерах», наделал шума Расплюевым, неугомонным был Илико, стал режиссером «Шума за сценой». Десятки ролей, в каждой та школа Завадского – редкая, мастер набирал курс раз в 10-15 лет, Александр Леньков оказался в одном из этих наборов, а потом и вовсе в театре стал домовым, который за 60 лет на этой сцене видел многих и многое.
Новости культуры