Музыка: итоги 2012 года
Назвать самое яркое событие музыкальной жизни прошедшего года – задача практически невыполнимая. 2012-й был особенно богат на громкие премьеры, выступления звезд мировой оперной сцены, новые музыкальные проекты, гастроли звёздных оркестров и дирижеров. Интенсивность и качество музыкальной жизни выводит Москву на одно из первых мест среди европейских столиц. Итоги насыщенного звуками года в обзоре «Новостей культуры».
Лучшие дирижеры играли в столицах. Клаудио Аббадо и оркестр Люцернского фестиваля, Антонио Паппано и оркестр Академии Санта-Чечилия, Марк Яновский и оркестр Романской Швейцарии. А еще Пааво Ярви, Зубин Мета (запрещена в РФ) и Даниэль Баренбойм. Риккардо Мути спустя 22 года после первого визита в Москву вновь привез Чикагский симфонический. Его программа, из Дмитрия Смирнова и Нино Рота, раззадорила критиков: уж слишком популярна.
«Это уступка вкусам филармонического большинства – шаг навстречу этой аудитории, не сильно подготовленной, не завсегдатаям филармоническим», – считает музыкальный критик Лейла Гучмазова.
«Не завсегдатаи» в этом году атаковали билетные кассы и нарушили устоявшуюся статистику посетителей концертов. Так что современная академическая музыка из категории «для своих», превратилась в достояние более широкого круга. И это, пожалуй, одна из главных тенденций музыкального года.
Что касается фестивалей, выделить какой-либо в этом году критики не берутся. Говорят, плотность событий сезона была такова, что сама приблизилась к фестивальной, а форумы буквально растворились в огромном количестве концертов. Запомнились многие: фестиваль Мстислава Ростроповича, фестиваль Оркестров мира, Пасхальный – одиннадцатый, и самый масштабный за всю историю проведения. Сюрприз преподнес и Михаил Плетнев. На Фестивале Российского национального оркестра представил оперу «Евгений Онегин» в концертном исполнении.
«Казалось, затертый до дыр и хрестоматийный шедевр. Нет, все равно у Плетнева это получается по-новому, – отмечает музыкальный критик Петр Поспелов. – Он всегда Чайковского интерпретирует по-своему. И он так развернул эту оперу, что прошли, человеческие характеры, которые ее населяют!»
С жанром оперы, неожиданно для себя, в ушедшем году оказался связан и Юрий Башмет. Ему посвятил свое произведение «Альтист Данилов» Александр Чайковский. Юрий Абрамович даже принял участие в премьере - вышел на сцену Камерного театра имени Бориса Покровского. В своей обычной – концертной жизни – Башмет выступления уже давно не считает. Говорит: «Я давно совершаю одно большое гастрольное турне».
Вновь поразил своей работоспособностью и Валерий Гергиев. Фестивали, гастроли, выступления и особый подарок к 80-летию Родиона Щедрина – концерты-приношения в Петербурге и Москве. Финальный аккорд в самом крупном за последние годы монографическом фестивале, посвященном современному композитору.
80-й день рождения в 2012-м отметил и Владимир Федосеев, руководитель Большого симфонического оркестра, мастер интерпретаций. Ему удалось объединить ценителей искусства звуков «Под покровом музыки», в одноименном фестивале.
«Просто удачный подбор композиций, юбилей давно прошел, концерт с интересной программой, отчет в моей жизни, некоторый отчет», – говорит Владимир Федосеев.
Юбилеи в 2012-м настигли и музыкальные центры. Филармония отмечала 90-й день рождения почти 13 часов подряд – концертами нон-стоп. Свою первую значительную дату, 10-летие, отпраздновал Московский международный дом музыки. В этом году здесь улучшили акустику, установили новую электронную систему «Констолейшн».
«76 абонементов каждый год – это много, – говорит Владимир Спиваков. – Детские концерты, приходит молодежь в зал, акустику исправили, наконец. Орган великолепный, рояль подарили. В общем можно сказать, что день рождения справили очень хорошо».
10-летие отметил и Центр оперного пения Галины Вишневской. Еще в начале октября в этих стенАх Галина Павловна принимала поздравления, а в декабре ее не стало. О школе оперного мастерства она мечтала, едва только закончила карьеру на сцене. Несмотря ни на что, ученики Школы отправились на гастроли, график которых расписан самой Вишневской.
И открытие года. Музыкальные критики практически единодушно решили, что им стала Юлия Лежнёва, одна из самых перспективных российских сопрано. Ее тембр называют перламутровым, а интерпретации барочной музыки уже сравнивают с эталонными. Самым долгожданным концертом, в прямом смысле, назвали сольное выступление Марии Гулегиной. Впервые за семь лет оперная дива «с вердиевской музыкой в крови» посетила Москву.
И все же, как бы нам не хотелось подвести итоги года, музыкальный мир живет сезонами. А значит яркие события этого – еще впереди.
Новости культуры