Отрывки из романа "Лето Господне" и духовные песнопения прозвучали в столичной консерватории
Новогодний подарок от Хоровой капеллы имени Юрлова. Автор идеи этого музыкального проекта – дирижер Геннадий Дмитряк. Им же придуман и сценарий вечера. Когда-то, прочитав рассказ Ивана Шмелева «Рождество», маэстро был очарован текстом. Так слово предначертало музыку и определило выбор произведений. В московской консерватории прозвучали коляды, песни русской зимы, а также редко исполняемая «Рождественская оратория» Сен-Санса. Рассказывают «Новости культуры».
Геннадий Дмитряк по долгу службы раздает ценные указания музыкантам. На самом деле он не очень-то и волнуется за своих. Знает – не подведут. Капелла исполняет произведения любой сложности от «Высокой мессы» Баха до «Военного Реквиема» Бриттена. Виртуознейшие сочинения Стравинского, Шнитке, Щедрина исполнили первыми. С хором сотрудничали Шостакович и Свиридов. Сейчас певцы настроены не только на музыку духовных сфер.
«Иван Шмелев поэтично описывает рождественскую Москву, продажу елок, суету, звон, морозы, которые звучат, есть народные песни и ярмарка, которая сопутствовала рождественским дням», – говорит Геннадий Дмитряк.
Константин Хабенский с температурой, но отказаться от такого проекта духу не хватило. Он здесь от лица самого автора – Ивана Шмелева: слово в этот вечер на равных с музыкой.
«Воспитание не дает поправить мне в худшую или лучшую сторону, все сейчас решит сцена, музыка и решит волнение, которое, слава богу, еще пока есть», – признается Константин Хабенский.
В программе – духовные песнопения – Рождественский канон Кастальского, «Шестопсалмие» из Всенощного бдения Рахманинова, Концерт Бортнянского – набор для взыскательной публики.
«Рождественские колядки» Алексея Ларина, написаны в 92-м году. В них всего понемногу – от русского, украинского, белорусского фольклора. По скромным подсчетам композитора капелла пела их 130 раз. Редко звучащая «Рождественская оратория» Сен-Санса – еще один сюрприз вечера. Открытие не только для зрителей.
«Я честно говоря не знал, что у Сен-Санса есть «Рождественская оратория», привыкли к Баху и другим авторам», – отмечает певец, бас-баритон Владимир Байков.
«”Рождественская оратория” – светлая, все небесно-божественно», – добавлят сопрано Карина Флорес.
Рассказ о Рождестве в Севре Иван Шмелев написал в эмиграции. Это его послание семилетнему крестнику. Рассказ вошел в роман «Лето Господне», книга впервые вышла в Париже в 48-м году. В этот вечер на московской сцене музыка наполнила этот текст звуками и дыханием рождественского праздника.
Новости культуры