Русский музей представляет выставку работ Филиппа Малявина
В Русском музее – при поддержке Банка ВТБ – открылась выставка картин Филиппа Малявина. Самобытного художника, для которого главной темой была "народная". Русских женщин он изображал независимыми и гордыми. При этом многие полотна, ставшие впоследствии знаменитыми, вызвали волну критики – Малявина обвиняли в отсутствии чувства прекрасного. Современный зритель, похоже, с этим не согласен – корпус Бенуа в день открытия выставки не мог вместить всех желающих. Из Петербурга – репортаж "Новостей культуры".
Эту экспозицию собирали полтора года, а ждали более сорока. В 1969 году в Ленинграде состоялась последняя выставка Малявина. Казалось, корпус Бенуа в день открытия не сможет вместить всех зрителей. Многие приехали из других городов.
"Я, в общем, тоже представляю один из московских музеев и храню творчество Малявина. Малявин – один из крупнейших мастеров своего времени на рубеже веков, у которого была своя тема, что тоже очень важно, и который проявлял себя как большой колорист, в общем-то", – говорит Олег Антонов.
Эта выставка хоть и не собрала полностью работы Малявина, но вместила все периоды его творчества. Расположение хронологическое – ранние работы представлены в начале зала, поздние, написанные в эмиграции, – в конце. Родился живописец в Самарской губернии. В 16 лет отправился в Афонский монастырь учиться иконописи. Случайная встреча с Владимиром Беклемишевым круто изменила его жизнь. Скульптор разглядел в стеснительном послушнике недюжинный талант, и уже через два года Малявин оказался в Петербурге, в Академии художеств. Наставником стал сам Репин.
Получение диплома Малявиным было связано со скандалом и одновременно с триумфом. Картину под названием "Смех" художник выставил в качестве конкурсной работы, но совет Академии ее отверг. Художника критиковали за размашистость линий, отсутствие сюжета и подражание французским мастерам. Но благодаря стараниям Репина и Беклемишева в 1900 году картина уехала в Париж на Всемирную выставку. Там ее ждал оглушительный успех, а Малявин получил золотую медаль.
О художнике заговорила вся Европа. Выходец из народа постепенно становился одним из самых модных живописцев Серебряного века. Те годы стали периодом расцвета Малявина. "Девка", "Бабы", "Вихрь" – выбор основной темы в эти годы определялся происхождением художника. Академик Грабарь писал: Малявин прославился тем, что "вместо культа линий и форм или преклонения перед природой сделал русских девок и баб живописными феями". Впрочем были и те, кто упрекал художника в повторяемости тем и сюжетов.
"Некоторые кривили губы и говорили – ну вот, опять эти красные бабы. Хотя если вы внимательно присмотритесь к этим произведениям, то все эти портреты очень различны по своим композициям, по цветовому решению", – отмечает куратор выставки Владимир Круглов.
В 1922 году Малявин вместе с семьей эмигрировал во Францию. Но писал все равно Россию. Эти картины полны нежности и одновремнно горечи.
"Он становится более ярким, в то же время гротескным. Его произведения отличает такая экспрессивность и цвета, и трактовки форм. Он изображает по памяти, из тайников своей памяти он воскрешает образы своих односельчан, крестьян Рязанской губернии", – продолжает куратор Владимир Круглов.
Вот как отозвался об этом периоде художника другой знаменитый эмигрант Федор Шаляпин: "Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто". Малявин хоть и тосковал по России, однако на Родину так и не вернулся. Он умер в Ницце в 1940 году. Чтобы оплатить похороны, дочерям пришлось за бесценок продать 50 полотен отца. Эти картины до сих пор "всплывают" на самых известных аукционах мира.
Новости культуры