Путин встретился с ректорами ведущих вузов страны
Прекратить зачисление в вузы абитуриентов с низким уровнем знаний – потребовал сегодня Владимир Путин от ректоров высших учебных заведений. Президент принял участие в юбилейном десятом съезде Российского союза ректоров. Главная задача, которая сейчас стоит перед профессиональным сообществом – повышение качества высшего образования. А один из путей решения – принятие и реализация документа под названием «Университетская доктрина».
Этому заседанию предшествовала работа нескольких тематических секций, а также разработка проекта – «Университетской доктрины». Планируется, что документ станет своего рода сводом рекомендаций для вузов. Российский союз ректоров – общественная организация, которая существует с 1992 года и объединяет более 700 глав высших учебных заведений страны, почти все они сегодня в Ломоносовском зале МГУ. Статус организации и то, что образование один из ключевых факторов развития страны, подчёркивает присутствие на съезде президента. Открывая заседание, Владимир Путин заметил – система высшего образования была и остаётся мощным интеллектуальным ресурсом. Сформирована сеть ведущих университетов, реализуются планы по их дальнейшему развитию, и для этого выделены солидные бюджетные ресурсы. Особое внимание вузовской науке – учреждены гранты господдержки научных исследований под руководством ведущих учёных, укрепляется кооперация вузов и предприятий. Принимаются меры по повышению зарплат профессорско-преподавательского состава.
«В соответствии с известными майскими указами, до 2018 года зарплата должна составить не менее 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе РФ», – говорит президент России Владимир Путин.
Президент отметил, что существует немало претензий к уровню высшего образования, к содержанию образовательных программ, к качеству преподавания. У выпускников должны быть не только дипломы, но знания и профессиональные навыки, которые они смогут использовать на практике после окончания вуза, что даёт не каждое учебное заведение.
«Высшей школе нужна большая открытость, нужны понятные механизмы, которые бы стимулировали перемены. И здесь серьёзную роль способно сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения, как вузовских, ведомственных, так и независимых. В этой связи в мае этого года было дано поручение Правительству, Министерству образования и науки, – поясняет Владимир Путин. – Полагаю, что и Союз ректоров тоже должен подключиться к их выполнению. К вашему авторитетному мнению прислушиваются и в регионах, и на федеральном уровне».
Каким путём высшей школе идти дальше? Один из ключевых моментов – по словам президента Союза ректоров Виктора Садовничего – качество образования.
«Поскольку мы привыкли учить студентов строго в рамках традиционных дисциплин – учим на физиков, биологов, историков. Крайне важно ввести в учебные планы в качестве обязательных, междисциплинарные курсы», – поясняет президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий.
В числе предложений Союза ректоров – возвращение к вопросу о пяти и даже шестилетней подготовке инженеров по монопрограммам. Нужны практики, летние школы повышения квалификации. Само образовательное пространство должно укрепляться и развиваться. Решению этой задачи может содействовать межуниверситетский электронный ресурсный центр – своего рода общенациональная система дистанционного образования с интерактивными технологиями для всех категорий учащихся. Особое внимание – знанию истории. Союз ректоров предлагает сделать ЕГЭ по этому предмету обязательным для всех выпускников.
Еще одна задача – с учетом того, что наша страна многонациональная, – разработка понятийного аппарата и глубокое научное описание «цивилизационной» идентичности.
«Что нас делает единой страной? Что нас делает единой цивилизационной общностью? Каковы доминанты этого культурного кода, который объединяет всех нас – разной веры, национальности, языка, культуры – в единый народ. Вот в научной литературе такого описание нет», – говорит ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская.
Сегодня, отмечают ректоры, разорвана цепь: образование – фундаментальные исследования – научный результат – внедрение его в производство. Отраслевые институты исчезли, а замены им не найдено. Альтернативой могут стать университетские долины, технопарки. На съезде отмечалась важность налаживания прямых контактов выпускников с их будущими работодателями.