В Большом драматическом театре показали спектакль "Крещённые крестами. Записки на коленках"
В Большом драматическом театре имени Товстоногова - премьера. На Малой сцене показали спектакль «Крещённые крестами. Записки на коленках». В его основе - автобиографическая книга главного художника БДТ Эдуарда Кочергина. Он описывает тяжёлые послевоенные годы, когда бежал из омского приёмника для детей «врагов народа» и как в течение нескольких лет пробирался в родной Ленинград. Автор книги создал и сценографию этого спектакля.
Шесть с половиной лет сын репрессированных родителей, для друзей – Степаныч, для надзирателей приемника НКВД – шкет по кличке «Тень» пытается выжить и обрести свободу, вернувшись в родной Ленинград.
«Крещенные крестами» дает объемную панораму сталинской послевоенной жизни, насыщенную множеством драматичных деталей. На пути юного Кочергина встречаются надзиратели-садисты, ветераны-инвалиды, дорожные воры, так называемые «скачки» и дезертиры с фронта., за шесть лет он многократно попадает в ситуации, из которых трудно выбраться невредимым, но неведомые ангелы-хранители ведут его к родному ленинградскому дому.
«Проза очень сильная, и, скажем так, страшно с ней состязаться и брать её на себя. Когда чувствуешь чьё-то плечо, нам легче, мы всегда поддерживаем друг друга этой энергией. И всегда, если кто-то, грубо говоря, забудет текст на сцене, другой обязательно его скажет. Все друг за друга все знают, если что», – рассказала актриса БДТ имени Г.А. Товстоногова Карина Разумовская.
«Крещенные крестами» – одно из самых интернациональных произведений Кочергина. Через повествование проходит вся Россия от Сибири до столиц, герои используют местные говоры, часто воровской жаргон, без помощи автора сделать язык спектакля доходчивым и аутентичным было бы невозможно.
«Вопросы были у артистов про какие-то тонкости, или происхождение слов. Естественно, я всё это рассказываю, я это хорошо знаю», – отметил народный художник России Эдуард Кочергин.
Над формой постановки Эдуард Кочергин работал вместе со своим другом режиссером Вениамином Фильштинским. Ровесников объединяет прекрасное знание послевоенного Ленинграда и понимание задач современного театра.
«Все становится актуальным, когда есть сострадание к человеку. А сострадание к человеку невозможно отменить как тему. Люди, человечество – они всё время взывают о сострадании», – убежден режиссер-постановщик Вениамин Фильштинский.
Спектакль заканчивается смертью первого и единственного друга детства Степаныча – слепого мальчика Мити в Челябинске, но финал у книги другой. Кочергин возвращается в Ленинград. Команда Фильштинского надеется, что у спектакля будет продолжение.