В Москве пройдёт международный форум "Мечислав Вайнберг. Возвращение"
В Москве завершается подготовка к международному форуму, посвящённому Мечиславу Вайнбергу – композитору, которого очень высоко ценил Дмитрий Шостакович. На пресс-конференции организаторы напомнили, что творчество Вайнберга, отразившее трагедии ХХ века – мировую войну, Холокост – оказалось полузабытым. Сейчас оно возвращается. Композитор поражал многогранностью: мог писать камерную музыку, симфонии, музыку для военного оркестра, для цирка, для кино. И конечно, оперы. Одна из них – «Идиот». Её премьера в Большом театре почти готова. Подробности – в репортаже Елены Ворошиловой.
Два года назад о Мечиславе Вайнберге в России знал узкий круг. Теперь его «Пассажирка» идет в Екатеринбургском театре и в столичной Новой Опере. Мариинка показала «Идиота». Теперь на очереди Большой. Международный форум, посвященный Вайнбергу, представит разные грани наследия композитора.
«Все спектакли и идеи вошли в этот форум, и главным стали не конкретная премьера «Идиота», «Пассажирки» или концерта, а имя Вайнберга», – подчеркивает организатор форума Андрей Устинов.
В Большом уже сейчас думают, как привлечь внимание публики к «Идиоту», чтобы он был интересным не только критикам и музыковедам.
«Идут неохотно на непривычное название. Но это вопросы культуры рекламы, того, как нам надо продвигать свои спектакли, это вопросы к нам, профессионалам», – отмечает генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
На постановку «Идиота» Большой пригласил драматического режиссера Евгения Арье. Вначале он боялся, отрицал и бунтовал против музыки Вайнберга, теперь не представляет жизни без нее.
«Я уверен, что для Вайнберга, когда он писал текст, был важен и литературный материал Достоевского, и для меня важно реализовать Достоевского на сцене с музыкой Вайнберга», – признается Евгений Арье.
Исполнителям главных партий партитура Вайнберга тоже далась непросто. Потребовались концентрация и точность. Благодаря музыке Петр Мигунов прочувствовал характер Рогожина.
«Потому что он в своей музыке показал многогранность образа – не просто пьяного мужика, который швыряет деньги туда-сюда», – считает приглашенный солист оперной труппы Большого театра Пётр Мигунов.
Свет, движущаяся конструкция, видеопроекция создают разные пространства. Переходы от одной сцены к другой напоминают кинокадры. Кажется, что художник Семен Пастух делает не спектакль – кино.
За дирижерским пультом поляк Михал Клауза. Он не перестает удивляться точности попадания музыки Вайнберга в характеры героев Достоевского.
«Это непростое произведение для певцов, которое требует не только огромной точности, но и большей, чем обычно, концентрации на сцене», – говорит он.
Эта опера – испытание для певцов. Непривычная, рваная партитура. И все равно она помогает Богдану Волкову исполнить партию Князя Мышкина.
«Партия Мышкина очень мелодичная, во всей этой структуре она как раз идеально высветлена и отдельно прописана», – делится солист.
Герои Достоевского запели. С драматической сцены они перешли на оперную. И как это получилось, можно будет увидеть уже 12 февраля – на премьере в Большом.