Исторические кинокостюмы выставлены в Музее Пушкина
Этот год в России - Год Кино. И его программа с каждым днем прирастает все новыми и новыми проектами. Так, в Музее Пушкина открылась выставка «Кино. Литература. Старинный костюм». Представленные на ней элементы декораций, реквизит и одежда в разные годы прошли горнило съемочной площадки на экранизациях «Бесприданницы», «Княжны Мери», «Юности Петра» и других, ставших классикой отечественного кинематографа, фильмов. При этом выставленные костюмы – подлинные платья XVIII-XX веков. Кстати, часть их, из фондов Киностудии имени Горького, сегодня находится на выставке в Каннах.
В подлинной форме камергера из черного сукна с золотым шитьем и золочеными пуговицами князю, герою Александра Вертинского, сложно было не понравиться легкомысленной Анне, которую сыграла Алла Ларионова. Костюм сшит на рубеже XIX и XX веков, но до момента съемок в фильме сохранился не целиком.
«Тут действительно камергерский мундир последних двух царствований, но единственно, как очень часто бывает в кино, он с небольшими недочетами – к сожалению, подлинные обшлага утрачены, и были пришиты обшлага от сенаторского мундира», - рассказал историк Андрей Малов-Гра.
У соседнего вицмундира судьба схожа – не достает вышивки. Актеры, сыгравшие в советских фильмах «Аленький цветочек», «Княжна Мери», «Лев Толстой» и других, вживались в роли в настоящих костюмах начала ХХ века. В платьях из тафты с шелковым тюлем, сорти-де-баль из меха горностая и шелкового бархата.
«Очень важно для актера это состояние – если декорация очень подлинная, живая. Этот мир создается очень кропотливо. И если он одевает костюм того времени, вероятно, происходит какая-то душевная работа и актерам это очень помогало», - отметила художник по костюмам Эмма Малая.
Костюмы на Киностудию Горького зачастую приносили горожане. Из объявлений в газетах, и по радио узнавали о том, что для съемок нового фильма необходим реквизит.
«Люди приносили очень много – много всякой утвари, реквизитов, и приносили не только на студию Горького. Это было нормальной практикой, когда киностудии выкупали у людей для производства фильмов», - пояснил исполнительный директор Киностудии имени Горького Артур Гезеров.
Платье из шелкового фая, популярного в XIX веке, отделанное аграмантом и магеровой тесьмой. Материалы не просто редкие – скорее, уже не существующие. Для исторических костюмов в современных фильмах используют аналоги тканей. Главная задача художников – с помощью костюма ярче выразить характер героя.
«Представляя здесь и эскизы декораций, и подлинные костюмы, которые хранятся в цехах Киностудии Горького, мы хотим приблизить нашими музейными средствами процесс съемок, работу и творчество кинематографа к литературе», - подчеркнул директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.
Кстати, сама профессия – художник по костюмам – появилась относительно недавно, благодаря Эльзе Раппопорт, чьи эскизы тоже представлены здесь. В нереализованном кинопроекте Козинцева «Карл Маркс» она работала ассистенткой, но попросилась сделать несколько эскизов для фильма. Их одобрили, а в отделе кадров зафиксировали появление новой специальности.