Неизвестная планета Сохранить для будущих поколений
Поговорим о том, что у нас в стране происходит с памятниками истории и культуры. Наши собеседники - руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Олег Рыжков и писатель, главный редактор журнала "Охраняется государством" Андрей Новиков-Ланской.
Андрей НОВИКОВ-ЛАНСКОЙ: Управление и использование памятников истории и культуры - вопрос сложный. С одной стороны, мы понимаем, насколько важны исторические памятники, - это историческая память, память материальная, которую можно потрогать, здание, в которое можно войти, - живая история. С другой стороны, мало кто осознает, с какой колоссальной скоростью разрушаются исторические памятники.
Простой пример: мы ежедневно теряем по одному памятнику истории и культуры! Конечно, в нашей стране их тысячи и тысячи: усадьбы, храмы, инженерные сооружения, - за всеми не углядишь. Понятно, что в Москве ситуация более-менее приличная: все на виду, недвижимость дорогая. Но что творится в регионах, - это уже более сложный вопрос...
Что можно сделать, какие схемы и формулы вывести, выработать, чтобы сохранить то, что уходит на наших глазах? Не надо думать, что здание - нечто крепкое, надежное, объект не первой срочности. Говорю вам: первой срочности! Ежедневно мы что-то теряем, - колоссальная скорость утрат!
Олег РЫЖКОВ: Я хотел бы построить беседу на конкретных примерах, - обсуждая конкретику, можно проявить общую ситуацию. Первый пример, который я хотел бы привести, - Петергоф. Мало кто знает, что восстановлена лишь треть того Петергофа, который сложился на момент Русской революции 17-го года.
И одним из примеров этого является здание, которое находится в пяти минутах ходьбы от главного корпуса (я много раз бывал в Петергофе, но, к своему стыду, даже не знал о его существовании), - это здание Дворцовых конюшен, построенных Николаем I.Замечательной красоты здания (их можно увидеть на нашем сайте)! Готический замок, причем, мы с вами все его видели: там снимался фильм "Три толстяка"... Это огромный замок из многих корпусов, красоты невозможной!
Причем, это были не просто Дворцовые конюшни; это было место, где родился современный конный спорт в России. Туда был приглашен специалист из Франции, - конюшни закончили строить в 1854-м году, а вот перерождение русской кавалерии, приход новой школы верховой езды (мы консультировались с Федерацией конного спорта), связано именно с этим памятником...