Собрание слов Большое интервью Михаила Ефремова
Персоны
ГОЛУБКИНА: Значит, так. Тебя как зовут?
ЕФРЕМОВ: Миша.
ГОЛУБКИНА: Миша. В нашей программе «Собрание слов» Миша. Просто Миша, потому что смех этот вам знаком.
ЕФРЕМОВ: А я, может быть, кривлялся.
ГОЛУБКИНА: То есть ты на самом деле не Миша? Это не твой смех.
ЕФРЕМОВ: Миша.
ГОЛУБКИНА: Миша. У Миши очень известные мама и папа. Дедушка у него очень знаменитый режиссер.
ЕФРЕМОВ: Миша периодически бегает за поросятами.
ГОЛУБКИНА: За какими?
ЕФРЕМОВ: Но его посадили на цепь, вырвали у него…
ГОЛУБКИНА: Что?
ЕФРЕМОВ: Как, что? Ты не читаешь…
ГОЛУБКИНА: А, вырвали у него когти.
ЕФРЕМОВ: Когти и клыки.
ГОЛУБКИНА: И с тех пор стал он... ты народный артист?
ЕФРЕМОВ: И вот он и сидит без невода.
ГОЛУБКИНА: Так вот такой у нас Миша, и дедушка у него прекрасный. И у Миши еще 6 детей.
ЕФРЕМОВ: Шестеро.
ГОЛУБКИНА: Мишка наш плодовит.
ЕФРЕМОВ: Ну, ты не знаешь, сколько у настоящих мишек бывает, у медведей.
ГОЛУБКИНА: Что? Сколько у них бывает? Я знаю.
ЕФРЕМОВ: Сколько бывает детей. Сколько?
ГОЛУБКИНА: Раз в два года они приносят двух медвежат, медведицы.
ЕФРЕМОВ: Раз в два года, а сколько живут?
ГОЛУБКИНА: А у медведя у самого, у миши, у него жен нет, он шатун, от одной, как говорится, женщины до другой.
ЕФРЕМОВ: Ну, а ты уверена, что все они медведицы?
ГОЛУБКИНА: У нас в гостях Михаил Олегович Ефремов.
ЕФРЕМОВ: Спасибо большое.
ГОЛУБКИНА: В программе «Собрание слов», если вы еще не поняли.
ЕФРЕМОВ: Спасибо большое, Мария Андреевна, что вы меня представили. Здравствуйте, дорогие друзья.
ГОЛУБКИНА: Здравствуйте. Ну, теперь говори, как человек.
ЕФРЕМОВ: Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня у нас в программе Михаил Ефремов.
ГОЛУБКИНА: Он будет кривляться. Миша, как ты поживешь?
ЕФРЕМОВ: Хорошие у тебя вопросы: как зовут, как поживаешь? Как на допросе. «Собрание слов», еще как интеллигентно назвали.
ГОЛУБКИНА: Подожди, я сейчас вот так еще сделаю.
ЕФРЕМОВ: А, еще свет в глаза.
ГОЛУБКИНА: Свет в глаза.
ЕФРЕМОВ: Свет в глаза, как все это современно.
ГОЛУБКИНА: Современно. Миша, скажи, пожалуйста, как ты поживаешь, я спрашиваю не на шутку, потому что вот я заметила, что Дмитрий Быков как-то ушел из вашей «Гражданин и поэт».
ЕФРЕМОВ: Нет, ну, почему, мы с Дмитрием Быковым не далее, как позавчера дали…
ГОЛУБКИНА: Дали под штангу?
ЕФРЕМОВ: Не под штангу, это такие лекции Дмитрия Быкова в Центральном Доме литераторов.
ГОЛУБКИНА: А, «Прямая речь»?.
ЕФРЕМОВ: Нет, ну, это не «Прямая речь».
ГОЛУБКИНА: Вы стихи там вместе читаете, он - свои, ты - Ахматовой.
ЕФРЕМОВ: Да, нет, я, в основном, мы в прошлый раз как раз читали, я не только Ахматовой читал, и Ходасевич, ну, Серебряный век.
ГОЛУБКИНА: Это вот было недавно.
ЕФРЕМОВ: Недавно. Потом там Орлов написал под Брюсова, но стихотворение про Быкова. И когда я говорю: «Вот, Дим, послушай, угадай, что за поэт», и читаю, ну, шесть строф прочел, он говорит: «Я знаю, что это за стихотворение», - сказал Быков. Но потом там пошло про Быкова, он захохотал.
ГОЛУБКИНА: То есть Быков оценил.
ЕФРЕМОВ: Но, на самом деле… Быков оценил, потому что он сразу понял, на какое стихотворение, я тоже действительно знаю это стихотворение Брюсова, поэтому страшное стихотворение, и Быкову было приятно, что он узнал пародию.
ГОЛУБКИНА: А Быков Орлова ценит?
ЕФРЕМОВ: Я думаю, нет, я думаю, Быков вообще никого не ценит.
ГОЛУБКИНА: Всех презирает.
ЕФРЕМОВ: Я думаю, что он не презирает.
ГОЛУБКИНА: А, он высокомерен просто.
ЕФРЕМОВ: Нет, он не высокомерен.
ГОЛУБКИНА: А что он?
ЕФРЕМОВ: Он слишком всех любит. Он всех любит, чтобы кого-то выделять. Это вы думаете, что он презирает, он не презирает, он очень застенчивый. Знаешь, это такая застенчивость, ну, вот когда становится ломом в горле. Я думаю, что он застенчивый и относится ко всем очень хорошо, и говорит так много, и пишет так много только от застенчивости. Это его ограждение. Слава богу, что он талантливый человек, что все это, написанное им…
ГОЛУБКИНА: Что это читать еще можно.
ЕФРЕМОВ: Возможно читать, да. Про стихи-то я вообще молчу, у него просто прекрасные стихи.
ГОЛУБКИНА: Так я вот и спросила, а почему был Быков, Быков, Быков, а теперь Орлов, Орлов?
ЕФРЕМОВ: Дело в том, что на этот вопрос ответ такой – Васильев, Васильев.
ГОЛУБКИНА: Это его креатив, креатив продюсерство?
ЕФРЕМОВ: Ну, наша как бы программа, она принадлежит Васильеву.
ГОЛУБКИНА: А Васильев это Андрей Васильев, который, кем работал дедушка раньше?
ЕФРЕМОВ: Дедушка раньше работал главным редактором газеты «Коммерсантъ».
ГОЛУБКИНА: И был талантлив тогда, с успехом.
ЕФРЕМОВ: Ну, он был талантлив в придумывании названий, и вначале в самом он был у истоков «Коммерсанта», когда еще никакой коммерции, собственно говоря, не было, потом он уходил оттуда, потом он туда возвращался. Он был главным редактором еженедельника «Коммерсантъ-Власть», который сейчас называется, тогда был «Коммерсантъ-Daily», по-моему, или не «Daily», а «Weekly», наверное, «Weekly». «Коммерсантъ-Weekly». Потом он ездил на Украину, потом он получил в 2010 году звание лучшего медиа-менеджера десятилетия, ушел на пенсию и теперь вот работает у нас конферансье, мы думали раньше, что он конферансье. Нет, он продюсер и владелец. И как только Быков позволил себе цензурные движения в отношении нашего продукта…
ГОЛУБКИНА: Это в смысле?
ЕФРЕМОВ: Это было больше года назад, Быков своим волевым решением не выпустил 4 наших стиха, всего было…
ГОЛУБКИНА: А, то есть, он решил, что это недостаточно…
ЕФРЕМОВ: Нет, он решил, что это достаточно, наоборот, ни к чему, смешно. Дело в том, что в то время в конце декабря произошли трагические взрывы в Волгограде. Приходили к нему люди, разговаривали, выражали соболезнования, сочувствие волгоградским жертвам, и так же пришел Быков туда. Приходил еще один участник нашего проекта Вася Обломов, но Вася ничего не убрал, а Быков убрал и Васю, и себя, четыре номера он убрал. Ну, потому что я Диму-то понимаю, я вот, как Васильев не реагировал бы на это.
ГОЛУБКИНА: А Васильев всегда так реагирует на все.
ЕФРЕМОВ: А Васильев очень жесткий, к сожалению.
ГОЛУБКИНА: Он деспотичный.
ЕФРЕМОВ: Он деспотичный… нет, он циклоп, у него один глаз - видит он только одним и только плохое.
ГОЛУБКИНА: Правда, это правда. А ты знаешь, он ведь с тобой сто раз пытался поругаться и расстаться. Но почему-то не выходит.
ЕФРЕМОВ: Мы с ним периодически расставались всегда. Ну, у нас, мы много делали всяких дурей в своей жизни, и телепрограмма у нас была какая-то и что-то еще, еще до «Гражданин и поэт» за 10 лет, за 15. И мы так расстаемся периодически, потому что, ну, гиря до полу доходит рано или поздно.
ГОЛУБКИНА: Но миритесь все-таки?
ЕФРЕМОВ: Меряемся.
ГОЛУБКИНА: Меряемся и миримся. А вот с Димой, значит, он не померился?
ЕФРЕМОВ: Он не помирился, да и Дима не особо жаждет помириться, по-моему. В общем, для меня-то печальна эта тема, потому что и один друг детства вообще, Дима мой приятель очень близкий, и потом талантливый очень человек. Но тут и Орлова нельзя как бы сбрасывать со счетов, потому что Орлова я знаю столько же, сколько Васильева.
ГОЛУБКИНА: Да уж, страшно представить.
ЕФРЕМОВ: И Орлов, Орлуша, хоть он и асоциал, но он наш любимый асоциал, но он наш асоциал.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов