Картинка

Путешествие в Эрмитаж "Следы казачьей старины…"

20 июня 2015, 17:20

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

В Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова в Ростове-на-Дону состоялось открытие выставки "Следы казачьей старины…" Российское казачество в памятниках культуры XVIII–XX веков из собрания Государственного Эрмитажа".отк

Казаки были самыми свободолюбивыми в России. Известное дело: раз казак, значит свободный человек, воин. И они же, казаки, были самыми верными слугами российских государей. Казачьи полки были ударной силой русской армии, казачьи лейб-гвардии полки – её гордым авангардом. Вспомним, основу императорского конвоя составляли казаки. Символом казачества для всей Европы стал бесстрашный победитель французов генерал Матвей Платов.

Примером верности для всей России является камер-казак императрицы Марии Фёдоровны Тимофей Ящик, последовавший за ней в изгнание. О роли камер-казака Т. Ящика в судьбе членов императорской семьи, о его беззаветном служении России мы совершенно не знали до недавнего времени. Несколько лет исследований хранителя отдела истории русской культуры Эрмитажа Нины Тарасовой воплотились в издание книги Т. Ящика, которая называется "Рядом с императрицей". Исследователю удалось узнать о судьбах ещё нескольких камер-казаков, были найдены их потомки. Нина Тарасова стала куратором нынешней выставки.

Н. Тарасова: Эта выставка рождалась очень трудно. Задумана она была ещё пять лет назад. Я ездила в станицу Вёшенскую, непосредственно в сам Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. Конечно, все пути вели в Вёшенскую. Казалось, что именно там эта выставка будет красивой, логичной. Но случилось так, что Государственному музею-заповеднику М.А. Шолохова был передан особняк в центре Ростова-на-Дону, особняк XIX века. После проведения реконструкции в нём был устроен выставочный зал, и Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова принял решение, что казачью выставку из Эрмитажа нужно проводить там.

А название выставки пришло само собой. Как-то мне попался томик стихов донского казака-поэта Николая Николаевича Туроверова. И в сборнике его пронзительных стихов, а он писал стихи в эмиграции, в 1920 году он смог выехать из опалённой гражданской войной России, я читаю такие строки:

"Искать я буду терпеливо
Следы казачьей старины
В пыли станичного архива,
В курганах древней целины.
В камнях черкасского раската,
На приазовских островах,
В клинке старинного булата,
В могильных знаках и словах.
И ляжет путь моих раскопок,
Когда исполнится пора,
От Волги вплоть до Перекопа
И от Азова до Хопра".

В этом стихотворении "Сон", написанном в 1939 году, у Николая Николаевича Туроверова нет ни единой строчки про берега Невы. Вряд ли он предполагал, что следы казачьей старины, реликвии российского казачества хранятся в Эрмитаже.

Нашей выставкой мы не стремились иллюстрировать историю российского казачества, донского казачества. Мы просто достали эти реликвии, выдающиеся произведения искусства, выдающиеся памятники истории и очень хотели, чтобы наши переживания, наши ощущения пережили и разделили жители Ростова-на-Дону, вообще Юга России, которые смогут посетить эту выставку, потому что многие экспонаты, которые Эрмитаж предоставил Государственному музею-заповеднику М.А. Шолохова, никогда не были на Юге России, а многие из них вообще экспонируются впервые.

Экспозиция выстроена хронологически. В памятниках эрмитажной коллекции представлены российское казачество, донское, война 1812 года, гвардейские полки. Памятники подобраны настолько точно, что одно проистекает из другого, и внимательный посетитель и даже знаток наверняка оценит этот непрерывающийся рассказ. Например, скульптурный портрет Ермака Тимофеевича перекликается с его живописным портретом. Если скульптура работы П.П. Забелло должна быть известна посетителям, хотя бы по публикациям, то портрет Ермака работы А.Г. Венецианова едва ли.

Большое внимание уделено Матвею Платову. Помимо портретов и медалей в его честь, и именные печати. Среди скульптурных работ, безусловно, роскошна скульптурная группа лейб-гвардии Казачьего полка. Конная скульптура вахмистра на скале держит штандарт. У её подножия – четыре фигуры казаков в форме, соответствующей времени царствования четырёх предыдущих шефов полка: Екатерины II, Павла I и Александра и Николая Павловичей. На каменном основании с одной стороны медальоны предыдущих шефов полка, а с другой – серебряная пластина с барельефным портретом императора Александра II.

Н. Тарасова: Эта скульптурная композиция была исполнена в 1875 году знаменитой московской фирмой Овчинникова. Сделана она из серебра. Постамент – из блоков яшмы с применением лазурита в технике русской мозаики. Скульптурная группа была преподнесена императору Александру II, державному шефу лейб-гвардии Казачьего полка в 1875 году, 20 апреля, в тот день, когда в России отмечалось 100-летие со дня основания лейб-гвардии Казачьего и лейб-гвардии Атаманского полков.

Скульптура ведь очень высокая. Я её помню на выставке в Амстердаме. Тогда она потрясла посетителей по исполнению. И впервые они услышали, что были такие казаки.

Н. Тарасова: Высота действительно значительная. Это почти 130 сантиметров без постамента скульптурной композиции. Кроме того, значителен вес её – более 200 килограммов.

Как же трудна была её транспортировка.

Н. Тарасова: Транспортировка – особый вопрос. И мы должны обязательно вспомнить компанию "Сепри", которая сделала всё, чтобы эрмитажные памятники, проделав такой длинный путь, в идеальном состоянии прибыли на берега Дона. Это, пожалуй, второй выезд скульптурной группы за пределы Эрмитажа.

Многие экспонаты впервые помещены в витрины для широкой публики. Значит, большая реставрационная работа была проделана в преддверии этой выставки?

Н. Тарасова: Несомненно. Реставрационные работы были выполнены колоссальные. Это касается практически всех памятников. Трудно выделить какую-либо эрмитажную лабораторию реставрации. Сделано всё просто великолепно. Как выглядят знамёна! Ведь четыре знамени мы привезли на эту выставку. "Проектное" казачье знамя, которое датируется 1796-1800 годами. Это два казачьих знамени середины XIX века. И это знамя Оренбургского казачьего полка 1915 года. Они организуют пространство и сразу задают тон этой выставке.

Наверняка, выставку посетят знатоки. Для них, думаю, особый интерес представляют батальные полотна, запечатлевшие подвиги российского казачества в военных кампаниях XIX столетия, во время Отечественной войны 1812 года, в заграничных походах русской армии, в русско-турецких войнах и Крымской войне. В каждом зале – яркая военная форма рядовых казачьих полков и расшитые генеральские мундиры, мемориальные вещи, мундиры по форме казачьих частей, принадлежавшие императорам Николаю I и Александру II, жалованное именное оружие, отличившимся воинам.

Продолжает рассказ Нина Тарасова.

Н. Тарасова: Наверное, посетители выставки отметят, что Эрмитаж щедро поделился тем, что имеет, представив на временную выставку такие экспонаты, как, например, жалованная сабля с ножнами, которую пожаловала императрица Анна Иоанновна в 1734 году атаману Даниле Ефремову. Удивительно то, что Данила Ефремов – это один из основателей Ростовской крепости. И памятник Даниле Ефремову находится буквально в 15 метрах от выставочного зала. То же самое можно сказать о книге Александра Ивановича Ригельмана, которая была написана в 80-х годах XVIII века. Длинное название у этой книги: "История, или Повествование о Донских казаках…". Написана она в 1778 году, а опубликованы эти материалы были уже после смерти А.И. Ригельмана в 1846 году. И надо сказать, что Александр Иванович Ригельман – это инженер-фортификатор, который тоже работал в Ростовской крепости. И памятник ему также находится совсем недалеко от выставочного центра.

Надо ещё добавить, что это поступление в своё время в Эрмитаж из библиотеки князя Лобанова-Ростовского.

Н. Тарасова: Да, Лобанова-Ростовского. Ещё одно совпадение. И хочу показать вам также подносную икону, которую мы привезли в Ростов-на-Дону. Эта икона "Богоматерь Донская" была преподнесена императору Александру III и императрице Марии Фёдоровне в 1887 году, 6 мая, когда они с наследником цесаревичем были в Новочеркасске. Исполнена была икона монахинями Старочеркасского Ефремовского женского монастыря, который сейчас уже не существует. Но на месте его находится мужской монастырь, и мы были в этом монастыре. Это, конечно, удивительно, что икона уцелела. Она была всегда рядом с Марией Фёдоровной и Александром III. И на оборотной стороне иконы есть маленькая наклейка о том, что она находилась в Гатчинской дворцовой церкви.

Это очень близкая домовая церковь конкретно этой семьи.

Н. Тарасова: Да. Там так интересно сложилась витрина. Поместили в витрине эту икону, веер, который принадлежал императрице Марии Фёдоровне и был подарен тогда же, в 1887 году, но представителями Кубанского казачьего войска. Веер очень лаконичный, яркий по-южному, но, тем не менее, сделан совершенно прекрасно в мастерских Кубанского казачьего войска. Каждое казачье войско имело свои мастерские. И в этой же витрине положена книга Ф.К. Траилина "Торжество на Дону", в которой рассказывалось о посещении императорской семьёй этих мест Юга России – Ростова-на-Дону, Старочеркасска, Новочеркасска. И мы открыли её специально на той странице, где рассказывается, как в Новочеркасске был дан дворянский бал и как Мария Фёдоровна на этом балу танцевала.

Для того казак родится, чтобы царю на службе пригодиться – гласит старинная казачья пословица. Казаки конвоя сопровождали членов августейшей фамилии во время парадных выездов и путешествий, несли почётный караул во время коронационных торжеств и траурных церемоний. Офицеры казачьей гвардии приглашались на балы в Зимний дворец. Ливреи камер-казаков, телохранителей сохранили элементы казачьего обмундирования и различались по цвету. Прикладное сукно в одежде камер-казаков правящей императрицы было красным, у камер-казаков вдовствующей императрицы – ярко-синим.

Н. Тарасова: И в этом же зале в витрине визитное платье императрицы Марии Фёдоровны, сделанное в мастерской Морин Блосье, из лилового бархата в чёрную полосочку, да ещё с декором из стекляруса. И в этой же витрине два мундира, которые принадлежали цесаревичу Алексею Николаевичу. Это форма хорунжего Первой Уральской его Величества сотни лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка и форма офицерская, собственно, его Императорского величества конвоя – черкеска, бешмет и ремень.

Первый вопрос, который нам задавали сотрудники "Шолохов-центра", неужели это настоящие вещи, неужели они принадлежали цесаревичу и членам императорской семьи? Когда мы говорили, что да, это так, они в неком не то, что смущении, отходили и говорили: "Мурашки по коже. Спасибо за то, что вы привезли".

Более 200 памятников из эрмитажного собрания. Можно сказать, жизнь в новом здании "Шолохов-центра" в Ростове-на-Дону началась мощным аккордом. И, завершая рассказ о выставке "Следы казачьей старины…", куратор, заведующая сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Эрмитажа Нина Тарасова отметила: "Особые слова благодарности в адрес Натальи Станиславовны Казинской, всех сотрудников выставочного зала "Шолохов-центр", которые сделали наши дни в Ростове-на-Дону незабываемыми. И ещё не могу не сказать тёплых слов признательности Галине Николаевне Куликовой, директору Ростовского областного музея краеведения, замечательному историку фотоискусству, фотохудожнику Карпу Григорьевичу Пашиньяну.

Неожиданная, очень приятная встреча во время открытия выставки произошла с Любовью Николаевной Макаровой, которая, как оказалось, восемь раз принимала участие в различных викторинах о Петербурге, была победителем викторин, посвящённых Эрмитажу, и приезжала по приглашению "Радио России" в Петербург. Спасибо за вашу любовь к Эрмитажу и Петербургу".

Продлится выставка до 4 октября, чтобы с начала осени и школьники смогли познакомиться с реликвиями. А в сентябре в "Шолохов-центре" прочтут лекции сотрудники Эрмитажа.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация