Собрание слов Большое интервью Вениамина Смехова
Персоны
ДОЛИН: Сегодня гость нашей студии артист, писатель, постановщик, наверное, тоже Вениамин Смехов. Вениамин Борисович, здравствуйте.
СМЕХОВ: Здравствуйте, Антон. Ну, как вы? Как вы сегодня?
ДОЛИН: Я все еще жив.
СМЕХОВ: Я это могу удостоверить.
ДОЛИН: Ну, отчасти, во всяком случае.
СМЕХОВ: А как называть? «Маяка» слушатели?
ДОЛИН: Ну, можно и так, вполне, главное, чтобы людям это самое было понятно.
СМЕХОВ: Маякомыслящие.
ДОЛИН: Маякомыслящие, да, это хорошо, почти инакомыслящие, но не совсем. Что-то, во всяком случае, приближающееся. Вениамин Борисович, ну, я знаю, что вы многоликий, и все это знают, и в разных качествах вас все знают, и я, как и, думаю, несколько…
СМЕХОВ: После этого разговор не состоится.
ДОЛИН: Нет, состоится.
СМЕХОВ: Сказать «многоликий».
ДОЛИН: А что, плохо? Для артиста это правильно, мне кажется.
СМЕХОВ: Янус?
ДОЛИН: Да, а Янус только двуликий, а многоликий это Протей уже, наверное.
СМЕХОВ: Два это тоже много. Для меня много.
ДОЛИН: Но я хочу сказать, что я, человек, выросший на великом вашем произведении, я считаю, что оно должно войти, уже вошло в анналы, на «Али-Бабе и сорока разбойниках».
СМЕХОВ: Вот спасибо, милый мой, вот этого не ожидал. Чувствуется, что ты на хорошей манной каше воспитывался. Потому что, когда говорят: «Атос, Шматос», тоже хорошая вещь, да, но ко мне не имеет отношения, как вы догадываетесь.
ДОЛИН: Ну, уж не имеет.
СМЕХОВ: Нет, нет, конечно, нет, ну, в кино же все-таки главные люди… В театре главный человек актер. Что бы ни вытворял, как бы ни выкручивал руки технике, свету и самим актерам режиссер, на сцене остается актер, правда же?
ДОЛИН: Это правда, да.
СМЕХОВ: А в кино. Что такое неореализм? Только что был день рождения Юры Визбора, великий актер советского неореализма.
ДОЛИН: Это правда.
СМЕХОВ: Правда же? Между прочим, я очень ценю ваше киноведение, Антон, и это правда, я думаю, что вы один из самых серьезных специалистов.
ДОЛИН: Спасибо.
СМЕХОВ: И то, что вы сейчас поддержали, это мне очень приятно. У меня была когда-то, такая в жанре литературных портретов, такой есть трехтомник в издательстве «Время», там, в том числе, и вот этот любимый жанр, это рассказы о тех, с кем мне посчастливилось, вот так. И вот про Юру говоря, про Юрия Иосифовича Визбора, я как раз взывал к памяти об итальянском неореализме, который ошарашил всех тогда.
ДОЛИН: А, знаете, что я думаю, мне кажется, что неореализм сейчас, все больше к нему возвращаются, причем везде в мире, в меньшей степени именно в Италии, я вижу очень много кино вдохновленного неореализмом.
СМЕХОВ: Звягинцев.
ДОЛИН: Звягинцев другим занимается.
СМЕХОВ: Да, он неореализм плюс.
ДОЛИН: Нет, ну, неореализм, как фундамент очень для многих существует. Ну, вот только что сейчас на Московском фестивале показывали прекраснейшую, на мой взгляд, картину иранского режиссера Джафара Панахи «Такси», она получила только что приз «Золотой» в Берлине, и его первый фильм, во всяком случае, сделанный уже в начале XXI века, это чистый неореализм иранский. То есть там тоже непрофессиональные актеры, какие-то девочки маленькие играют, совершенно замечательные, простодушные, как бы мнимо простодушные истории. Сейчас люди опять в этом ощущают нужду и зрители, в том числе, и режиссеры тоже. И мне кажется, что вот этого неореализма в русском современном кино, конечно, очень не хватает, потому что тот же самый Визбор или старые фильмы Марлена Мартыновича Хуциева, это вещи, которые дышат совершенно другой эпохой, к которой вы тоже причастны, и которая, сейчас ее возвращение возможно только в каком-то архивном смысле, исследование, как было тогда.
СМЕХОВ: Антон, прерву. Я думаю, что прав был Василий Павлович Аксенов, когда, провожая нас с мигалкой первый раз в путешествие по Америке, на мой вопрос: «Скажи коротко напутствие», он сказал: «Don't generalize», то есть: «Не обобщай».
ДОЛИН: Конечно.
СМЕХОВ: Ничего не надо обобщать. И, в том числе, и это. Найдется, я думаю, сильная команда, какая разница, сколько человек, все смертны, найдется хорошая команда долиноведов или долинофилов, или антоноведов, антонофилов, которая, так же, как вы размышляет и на ту, и на другую тему. Мне дорого в данном случае, что вы соединили Хуциева и Визбора, поскольку именно Визбор удивил сам себя, между прочим. Ему все было интересно, вообще был любопытствующий интеллектуал, не похожий на большинство сегодняшних, но не будем обобщать. Достаточно и такого, и другого человеческого материала, я думаю, и в вашем опыте также – любопытствующий. И поэтому, когда Динара Асанова, это был дипломный спектакль ее по Распутину, фильм, где Юрочка сыграл, а потом Марлен Хуциев «Июльский дождь», кстати, один из первых, положенных на полку в то время, за что, почему, не понимаю, но шикарный. И Алла Демидова замечательная, Леня Дьячков, а уж Юра вообще отличный. Они профессионалы – Демидова и Дьячков, рядом с ними не затерялся Визбор почему-то. Вот это загадка неореализма, мне кажется, классического. Доверие режиссера там: вот так, как ты сейчас сидишь, вот так, как ты руки положил, вот это, так и оставайся. И человек не врет, почему-то доверяет режиссеру. А сейчас, когда говорят профессиональному актеру: «Сиди, делай так и все», у него на памяти то, как игралось это в предыдущем американском бестселлере.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов