Собрание слов Большое интервью Евгения Стеблова
Персоны
ТИХОМИРОВ: Сегодня у нас в гостях замечательный советский, российский актер Евгений Юрьевич Стеблов. Здравствуйте, Евгений Юрьевич.
СТЕБЛОВ: Здравствуйте.
ТИХОМИРОВ: Человек с обманчивыми чертами внешней мягкости. А ведь это правда, на самом деле. Вы знаете, такие воспоминания детства, Евгений Юрьевич, Зоологическая улица, служебный вход в зоопарк. Все местные жители знают, как пройти коротким путем до Садового кольца, и охранники всегда, в принципе, пропускали. Идете вы впереди меня вместе с сыном, и вдруг выбегает охранник и говорит: «Куда прёшь?» При этом он явно вас не узнал. И вдруг вы так посмотрели на него, так холодно, жестко, и сказали: «Я опаздываю, мне надо пройти». Я подумал: какой характер. Знаете, я до сих пор не могу этого забыть.
СТЕБЛОВ: Это вашего детства история?
ТИХОМИРОВ: Это мое детство, да, про вас.
СТЕБЛОВ: Я не помню.
ТИХОМИРОВ: А я помню. Я подумал, удивительно, как вот вы в жизни один, а на сцене совершенно другой.
СТЕБЛОВ: Ну, я всякий. Эту вот «с собачьими чертами внешней мягкости», это покойный Валерий Рубинчик, кинорежиссер замечательный, он так охарактеризовал. Ну, если по-простому сказать, я такой человек, где сядешь, там и слезешь. Я никогда не демонстрирую каких-то резкостей в отношениях, но и то, что не согласуется с моими внутренними убеждениями, я на это не пойду никогда.
ТИХОМИРОВ: И это правильно.
СТЕБЛОВ: Наверное.
ТИХОМИРОВ: Вы знаете, удивительная история. Вот мы говорим о 1970-х годах, говорим «эпоха застоя», а какие фильмы снимались вот именно в этот период, удивительная история.
СТЕБЛОВ: Так я в 1962-63 году начал работать в кино, еще будучи студентом. В 1962 еще на телевидении, потом в 1963 я сыграл за один год две главные роли, которые меня сделали человеком публичным.
ТИХОМИРОВ: Да, звездой сделали.
СТЕБЛОВ: Да, ну, по теперешнему говоря, да, «Я шагаю по Москве» и «До свидания, мальчики». Они вошли вообще в историю отечественного кино, так случилось. А в 1970-х я даже не помню, какие у меня картины были.
ТИХОМИРОВ: Здравствуйте, «По семейным обстоятельствам».
СТЕБЛОВ: А, это 1970-е, да?
ТИХОМИРОВ: Конечно.
СТЕБЛОВ: Ну, у меня картин-то много, я уж сейчас…
ТИХОМИРОВ: Да я знаю, да.
СТЕБЛОВ: «По семейным обстоятельствам», да, но это сначала был спектакль в Театре Моссовета, который ставил Павел Иосифович Холмский. Назывался этот спектакль «Возможны варианты», автор Азерников тот же, собственно, это одно произведение было драматургическое. И я играл там того же героя, что и в фильме, но еще я был вторым режиссером, помогал Павлу Иосифовичу ставить этот спектакль. А потом, когда Алексей Александрович Коренев запустился в телевизионном объединении, по-моему, на «Мосфильме» с таким проектом, как теперь говорят, то он тоже меня пригласил.
ТИХОМИРОВ: А он видел спектакль?
СТЕБЛОВ: Ну, наверное, видел, я думаю. Потому что он и тоже покойный Юра Кузьменков сыграл там тот же, это небольшая эпизодическая роль, но очень яркая, алкоголика. А остальные в театре все эпизоды играл Ростислав Янович Плятт, и он играл от автора. Ту роль, которую Галя Польских играла в кино, то есть мою тещу, играла Ия Саввина. А жен у меня там было много, менялись.
ТИХОМИРОВ: Они менялись постоянно.
СТЕБЛОВ: Да, да.
ТИХОМИРОВ: Хотел узнать, а почему так получилось странно в фильме, что первая серия, как бы это ваш бенефис, а потом вторая серия как бы начинается с такой, ну, бенефис разных актеров – и Владимира Басова, и Ролана Быкова.
СТЕБЛОВ: Да, да, а вы знаете, почему, я вам объясню, дело в том, что Алексей Александрович Коренев, он…
ТИХОМИРОВ: Он хороший режиссер.
СТЕБЛОВ: Хороший режиссер и, можно сказать, недооцененный, и, можно сказать, что целый такой кинематограф создавший комедийный, свой, если перечислять его фильмы.
ТИХОМИРОВ: «Большая перемена», да.
СТЕБЛОВ: «Большая перемена» и другие картины. Я с ним только три картины сделал – «Урок литературы», «По семейным обстоятельствам» и «Вас вызывает Таймыр». И, кстати, «Большую перемену», тоже главную роль он мне предлагал, но я не смог, тогда я был в театре занят, и Миша Кононов замечательно сыграл, а он на меня обиделся.
ТИХОМИРОВ: Он обиделся?
СТЕБЛОВ: Алексей Александрович обиделся, что я отказался. Дело в том, что у нас с Алексеем Александровичем было очень такое близкое взаимопонимание, юмор близкий, ощущение атмосферы, и он со мной часто советовался. И, можно сказать…
ТИХОМИРОВ: Режиссер с актером?
СТЕБЛОВ: Ну, а почему, а что?
ТИХОМИРОВ: Ну, да, говорит, что мы, не люди что ли.
СТЕБЛОВ: Да нет, это вообще превратное представление о взаимоотношениях артиста и режиссера. Эти отношения скорее можно сравнить психологически с супружескими отношениями, но никак не с позиции какого-то диктата, так не бывает. Там неизвестно, кто важнее, голова или шея, ну, я имею в виду главных исполнителей, от которых многое зависит в картине. Поэтому можно сказать, что в первой серии определенное доминирование было с моей стороны. Причем это не то, что… я же ни на чем не настаивал.
ТИХОМИРОВ: Нет, вы такой органичный там были.
СТЕБЛОВ: Нет, ну, просто Леше очень нравилось, что я делал, и он соответственно все выстраивал, и потом соответственно и монтировал. А когда во второй серии, когда Басов, Быков, они достаточно яркие, как концертные номера.
ТИХОМИРОВ: Да, да, вставные такие.
СТЕБЛОВ: Да, да, получились, и поэтому немножко такая другая структура второй серии.
ТИХОМИРОВ: Но все равно хорошо получилось.
СТЕБЛОВ: Ну, да, наверное.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов