Собрание слов Большое интервью Юлии Шахновской
Персоны
МИТРОФАНОВА: У нас сегодня в гостях удивительная женщина – директор Политехнического музея Юлия Шахновская. Здравствуйте, Юля. Хотя, наверное, можно на «ты».
ШАХНОВСКАЯ: Здравствуйте. Можно.
МИТРОФАНОВА: Во-первых, Юля чуть младше меня, но это вообще ничего не значит, но должность очень солидная. Притом что Юля, по-моему, еще до этого занималась разными интереснейшими проектами, но в процессе интервью мы поговорим об этом. Сначала о «Политехе», об этом огромном организме в самом центре города. Юль, с чего бы ты начала рассказ для наших слушателей, может быть, с исторической справки или мне потом прочитать, знаешь, таким холодным голосом: ««Политех» был образован…»?
ШАХНОВСКАЯ: Ну, без разницы. Мне кажется, важно все равно знать, с чего все началось, потому что в некотором смысле мы такую завершили петлю и фактически новая жизнь «Политеха», которая начнется через пару лет…
МИТРОФАНОВА: Историческую петлю.
ШАХНОВСКАЯ: Историческую петлю. Историческую и содержательную петлю. Поскольку через два года здание в центре Москвы откроется после реставрации и реконструкции, то, по сути, получается, что мы вернулись к истокам. Потому что «Политех» создавался в конце XIX века учеными – просветителями и популяризаторами с таким лозунгом, как просвещение народных масс. То есть он создавался для людей. Больше даже не как музей, а как некоторое место или площадка, как мы сейчас говорим, которая должна была знакомить рабочих и вновь приезжающих крестьян в город, с тем, как устроены технология, промышленность, наука в Российской империи.
МИТРОФАНОВА: Ну, да, это почти конец XIX века.
ШАХНОВСКАЯ: Ну, да это 1870-е годы XIX века. И тогда удивительным образом государство и император, и московский губернатор поддержали начинание этого общества любителей антропологии и естествознания…
МИТРОФАНОВА: …фокус показали, знаешь, пришли в палаты, в хоромы: смотрите, сейчас я вам…
ШАХНОВСКАЯ: Но за фокусы, знаешь, ни денег столько не дают, ни такие места не дают в Москве.
МИТРОФАНОВА: Так научно-технический фокус.
ШАХНОВСКАЯ: Конечно. Поэтому в Москве для «Политеха» выделили аж две площадки. Одну, которую мы знаем, на Лубянке, на этой площади центральной.
МИТРОФАНОВА: Такое красивейшее здание.
ШАХНОВСКАЯ: Ну, его еще не было, здания, выделили как бы под постройку здания. А второе, не поверишь, в Александровском саду. И у «Политеха» должно было быть две точки – одна, которая была и должна была стать таким просветительским центром и экспозицией, а вторая, в Александровском саду, точкой такого естественного научного образования популярного. Ну, там много всяких событий.
МИТРОФАНОВА: Ну, да, я так смотрю, вспоминаю этот сад.
ШАХНОВСКАЯ: Там, раньше, собственно, в Александровском саду проходила та самая научно-техническая ярмарка, с которой все началось. Там стояли очень красивые временные павильоны, в которые со всей страны свезли разные образцы техники, технологии, приехали промышленники.
МИТРОФАНОВА: Прялка-моталка.
ШАХНОВСКАЯ: Ну, и прялка-моталка, и разные прототипы тракторов и разных промышленных механизмов, то есть было очень круто, красиво.
МИТРОФАНОВА: Ну, конечно, это же центр, там Манеж и университет, Московский Государственный университет, это здание рядом на Моховой, все это, конечно, было сосредоточено. Просто сейчас это сложно представить в связи с торговыми площадями и вот этим всем. Но эта критика у нас обязательно прозвучит, но, я думаю, ближе к концу, когда мы вообще поймем, что нам светит вот именно, как наука и просвещение, поскольку здание культовое. И вот я, как москвичка, ну, во втором поколении, мои родители уже в Москве жили, и я родилась тут, я всегда помню эту монументальную историю и какую-то немного такую оторопь. В школе нас туда водили, а потом как-то раз, и все, и оборвалась. Вот, правда, в одном из интервью, Юль, ты говорила со Свибловой что ли, когда у нас в Москве люди часто ходят в музей три раза в жизни - в садике или в школе, потом со своими детьми, а потом с внуками. Все. Поэтому расскажи, как складывалась жизнь самого музея?
ШАХНОВСКАЯ: Уже складывалась?
МИТРОФАНОВА: Ну, да, вот после того, как его предложили построить, и вот это строительство, и как он, как человек, как организм развивался?
ШАХНОВСКАЯ: Ну, это довольно сложная история, как с разными подобными механизмами, как бы, да, организмами. Тут важно сказать, что вообще-то научно-технические или музеи науки во всем мире это не равная сущность музею искусства, или музею как бы имперскому, который представляет классическую культуру или коллекции разного рода исторические или искусства, и так далее.
МИТРОФАНОВА: Это как выставка достижений?
ШАХНОВСКАЯ: Нет, не совсем так. Изначально, поскольку все музеи науки или технологий в мире создавались примерно в одно и то же время, то есть примерно в тот момент, когда наука и технологии получили такой первый серьезный всплеск в конце XIX века, они создавались именно как просветительские институции, для того чтобы людям, в первую очередь, рассказать, что это такое. Потому что на в высшей степени религиозное общество это влияло, в первую очередь, как страх и серьезное опасение.
МИТРОФАНОВА: Шайтан арба.
ШАХНОВСКАЯ: Конечно. Сложно было говорить о том, что это достижения, потому что на тот момент еще не было истории этих достижений. Они собирались, все эти ученые и просветители, они собирались для того, чтобы развеять этот страх перед неизвестным для начала. Потом со временем появились и достижения, появились объекты, появились красивые штуки интересные, механизмы, как это все работает, они огромные, красивые, впечатляющие.
МИТРОФАНОВА: Один кассовый аппарат чего стоит.
ШАХНОВСКАЯ: Ну, ладно, помимо кассовых аппаратов, например, в Германии стоят корабли. Поэтому в этом смысле понятно, что со временем, когда началась повсеместная индустриализация и промышленность взяла верх над мелкой технологией, то, конечно, все музеи, в том числе, «Политех» стали больше про достижения и про промышленность. Ну, а дальше просто естественное идеологическое воздействие превратило музей в такой, в хорошем смысле, как бы склад, демонстрацию советского имперского такого промышленного развития.
Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов