Один Вадим Михаил Швыдкой о культуре и искусстве
Персоны
ТИХОМИРОВ: В нашей студии появился человек, который, я даже не знаю, как его назвать, хочется назвать его и журналистом, и общественным деятелем, и специальным представителем президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, министр культуры опять-таки.
ШВЫДКОЙ: Бывший.
ТИХОМИРОВ: Бывших не бывает.
ШВЫДКОЙ: Ну, хорошо, министр культуры с 2000 по 2004 год.
ТИХОМИРОВ: Михаил Швыдкой у нас в гостях. Здравствуйте, Михаил Ефимович.
ШВЫДКОЙ: Здравствуйте.
ТИХОМИРОВ: Я очень рад вас видеть. Вы в отличной форме. Кстати, вы немножко похудели или мне так кажется?
ШВЫДКОЙ: Мы же стараемся.
ТИХОМИРОВ: Как стараетесь?
ШВЫДКОЙ: Ну, никак. Надо есть меньше, вот и все, я думаю.
ТИХОМИРОВ: Да, жалко.
ШВЫДКОЙ: То есть, нет, я хотел бы призвать всех в спортивные клубы, на теннисные корты и так далее.
ТИХОМИРОВ: Зачем обманывать.
ШВЫДКОЙ: Я, честно говоря, никаким спортом не занимаюсь последние 51 год. Я до 16 лет плавал и плавал довольно…
ТИХОМИРОВ: Вы еще в баскетбол играли, я знаю.
ШВЫДКОЙ: И в баскетбол играл. Но я плавал лучше, чем играл в баскетбол. Но после 16 лет уже все. Даже, когда я в армии служил, я тоже, так сказать, старался манкировать эту тему.
ТИХОМИРОВ: Михаил Ефимович я внимательно смотрю на вашу голову. Скажите, а куда пришелся удар, когда вы получили травму в баскетболе?
ШВЫДКОЙ: Нет, удар пришелся просто, ну, я ударился…
ТИХОМИРОВ: Прямо лбом?
ШВЫДКОЙ: Лбом. Если бы я ударился височной, то я бы уже тут не сидел.
ТИХОМИРОВ: Вот поэтому вы решили свою жизнь связать с театром, с культурой?
ШВЫДКОЙ: Ну, да, потому что до этого я собирался на физмат в МГУ.
ТИХОМИРОВ: Вы чего, серьезно?
ШВЫДКОЙ: Правда, правда. У меня же была математическая, я учился в школе с математическим сильным образованием. Мы работали на машинах таких счетно-решающих «Минск 3М», огромные, еще с перфокартами, очень этим гордились. Серьезно говорю, это было закрытое предприятие какое-то, я даже до сих пор не могу выдать секреты этого предприятия. У меня есть даже диплом – оператор счетно-решающих машин.
ТИХОМИРОВ: Михаил Ефимович, как много мы потеряли.
ШВЫДКОЙ: А когда я стукнулся… Нет, я думаю, что наука, математика не потеряла ничего. Но до сих пор я, правда, считаю в уме, это единственное, что я себе могу позволить считать в уме.
ТИХОМИРОВ: То есть вас не обсчитаешь в кассе?
ШВЫДКОЙ: Ну, в кассу я не смотрю, я просто считаю. Я иногда считаю в уме просто, чтобы не сойти…
ТИХОМИРОВ: С ума, да.
ШВЫДКОЙ: Чтобы склероз не… Вообще это одна из проблем сегодняшних, знаете. Когда я так думаю, что вдруг в какой-то момент отключится электричество в каком-нибудь магазине, то все остановится, потому что никто не может посчитать в столбик даже. Я думаю, что это одна из больших проблем сегодняшней цивилизации. В столбик никто не может, даже в столбик, я уж не говорю про в уме, не может посчитать сумму.
ТИХОМИРОВ: Михаил Ефимович, я хотел начать с другого, на самом деле, но вы сами меня вынудили на эту торную дорогу по поводу того, что жизнь, современная жизнь, она заставляет нас совершенно пересматривать отношения к культуре, к искусству, к любви, к людям. Вот смотрите, вот вы руководитель…
ШВЫДКОЙ: Меня нет.
ТИХОМИРОВ: Да, а вот, смотрите, а вот сейчас давайте поспорим. Вот смотрите, например, есть Театр Мюзикла, которым вы руководите.
ШВЫДКОЙ: Замечательный, да, метро «Багратионовская».
ТИХОМИРОВ: Частный театр, взвалили на себя это бремя. На фиг, ой, простите, это же 200 человек народу, надо платить им заработную плату, надо все время дебет с кредитом, так далее и тому подобное, правильно? А смотрите, вот если бы вы, например, взяли и вот ваш театр взяли и перенесли, например, ну, я надеюсь, это не реклама, например, в торговый центр «Вегас». Это огромный культурный центр. Люди приезжают с утра, покупают вещи, потом идет в ресторан «Макдоналдс», поели, и потом, раз, зашли и посмотрели мюзикл. Биток народу, я вам гарантирую, у вас был бы биток.
ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, я первый раз с этим столкнулся 30 лет тому назад, когда впервые был в Японии. Я, приехавший туда по театральным делам, мы сотрудничали с японским журналом «Театр».
ТИХОМИРОВ: А у них тоже есть такой журнал «Театр»?
ШВЫДКОЙ: Был такой журнал, но он был частный абсолютно, он исчез уже, его не существует в последнее время. Его издавала такая профессура японская очень интеллигентная, специалисты по Чехову, Горькому, итальянской опере и так далее. Совершенно замечательные люди. И я обнаружил, что у них в универмаге театр, в котором показывают не только мюзиклы, но и показывают драматические спектакли. И театр носит название универмага, в котором он находится. Для меня это было довольно таким странным явлением, я не понимал, как это сопрягается. А потом это стало повсеместным. Сегодня существуют детские театрики небольшие в торговых центрах, родители оставляют детишек посмотреть, существуют кинозалы, существуют места для экспозиций. У нас был даже спор на «Культурной революции» однажды, в нем участвовала Ольга Свиблова, а как искусство меняется, если оно попадает в контекст супермаркета? Или, наоборот, супермаркет меняется, когда в него приходит искусство? Это серьезная история. Это вообще история для XX века непростая, я думаю, она началась еще с эпохи революции, хотя, если мы вспомним Великую французскую революцию, тоже была похожая такая тенденция, когда большевики выдвинули лозунг «Искусство в массы». Только они выдвигали этот лозунг просто в массы, это была идеология, а сегодня «Искусство в массы» это потребительство. Другая масса называется. Одни массы пытались напитаться идеологически, а нынешняя масса это масса потребительская. И это некая действительно серьезная проблема. Потому что, вот представьте себе, я помню тоже, какой шок у меня вызвало, когда три тенора Каррерас, Паваротти и Доминго, три великих оперных певца, действительно великих, вдруг выступили на стадионе перед футбольным чемпионатом, тогда они впервые собрались вместе перед стадионом, и они выступали на стадионе, где сидело там 100 тысяч человек.
ТИХОМИРОВ: Фанатов.
ШВЫДКОЙ: Фанаты футбольные, между прочим, Плачидо Доминго, Каррерас и Паваротти. И я вот тогда подумал: господи, осуществилась большевистская мечта. Вот те массовые представления, в ГИТИСе была кафедра массовых представлений, это было целое направление в режиссуре в свое время. И вот эта вот мечта большевиков о культуре в массы осуществилась.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Один Вадим. Все выпуски
- Все аудио
- Ассамблея автомобилистов
- Гостелерадио
- Литвин
- Семидесятники
- Толковый словарь