Путешествие в Эрмитаж "Шедевр ума, таланта, великого труда. Браво, маэстро!"
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
Эрмитаж летом почти всегда переполнен туристической публикой. Большинство групп проходят маршрутом обязательного посещения самых знаменитых залов и живописных полотен. Но каждый день доводится видеть и тех, кто приезжает посмотреть совершенно определенные эрмитажные собрания и выставки. В Манеж Нового Эрмитажа устремляются ныне ценители моды...
Само по себе для Эрмитажа это – новое пространство, оно отличается от всего остального музея. Высокие своды красного кирпича и белые стены – точнейшее сочетание, гармония архитектуры. Сейчас здесь буйство красок и тканей: более сотни манекенов представляют творчество модельера Вячеслава Зайцева...
Сегодня даже странно вспомнить, какую бурю негодования вызвала выставка работ Ив Сен-Лорана в Георгиевском зале в 1987 году. "Что же происходит с мирозданием, если в Эрмитаж – в Эрмитаж! – проникнут тряпки?! Так недалеко и до джаза и дискотек в Большом зале филармонии!" Сегодня листаю Книгу отзывов: записи на английском, испанском, китайском, русском языках...
"Приветствуем решение о выставке работ Вячеслава Зайцева в Эрмитаже; он этого достоин" (София Товмасян, издатель журнала "Санкт-Петербург", Канада). "Спасибо! Это шедевр ума, таланта, великого труда. Браво, маэстро!" (Игорь и Маргарита, Латвия, Рига).
Расспрашиваю Нину Тарасову, одного из кураторов выставки, хранителя коллекции костюма Отдела истории русской культуры Эрмитажа.
Н. Тарасова: Вячеслав Зайцев выставлялся несколько раз, выставлялся в Этнографическом музее, в музее "Эрарта", в Юсуповском дворце, но такой большой монографической ретроспективной выставки, в которой были бы представлены работы за последние тридцать лет творчества, такой выставки в Петербурге не было. И, конечно, не было выставки в глвном музее страны. Это вершина, о которой мечтает любой художник.
Мы сказали Вячеславу Михайловичу, что очень сожалеем, что такого уровня костюмов его работы в коллекции Эрмитажа нет. На что Вячеслав Михайлович, улыбнувшись, сказал: "Нет? Так, значит, будут. Выбирайте".
То есть, вы пока присматриваетесь?
Н. Тарасова: Присматриваемся, конечно. Здесь чудные вещи из коллекции, где использовались елецкие кружева, здесь прекрасные меха, коллекция из павловопосадских платков. А чего стоит коллекция "Тысячелетие крещения Руси", самая ранняя из тех, которые вообще у Вячеслава Михайловича сохранились!
Вновь обращаюсь к Книге отзывов. "Спасибо вам, что вы открыли мне глаза. И вот я хочу стать, как вы, хочу шить сама". (8 лет, село Оленск, Якутия). "Браво, Маэстро! Всё посвящено Её величеству Женщине. Замечательная выставка" (Иванов). "Уважаемый, Михаил Борисович Пиотровский. Огромное спасибо, что вы так толково организовали показ славы русской моды".
На вопрос, можно ли считать моду искусством, Ив Сен-Лоран отвечал: "Нет. Скорее, это ремесло, своего рода художественная профессия". И пояснял точку зрения: "Искусство – драматично, а в моде драмы нет". У нас же, на мой взгляд, драматична судьба моды и модельера, который много лет лбом прошибал непрошибаемое, чтобы и рабочая телогрейка, самая, наверное, распространённая одежда в народе, стала произведением искусства, причём доступным каждому.
Н. Тарасова: Впервые идея о проведении такой выставки в Эрмитаже родилась в 2014 году, когда Вячеслав Михайлович приезжал на открытие большой костюмной выставки в парадных залах Зимнего дворца, посвящённой 250-летию Эрмитажа. Он не устаёт подчёркивать, что своими учителями ещё со студенческих времён он называет Поля Пуаре (Paul Poiret), Габриэль Шанель (Gabrielle Chanel), Кристиана Диора (Christian Dior) и Надежду Петровну Ламанову. А здесь ламановских платьев было выставлено очень много, причём некоторых он просто не видел. И он был счастлив этой встрече и переосмыслению наследия, которое создали мастера костюма конца XIX – начала XX века. И после этого мы начали работать над выставкой, над её концепцией, отбором материалов.
Отобранные коллекции представляют разного Зайцева. Фантазии на тему маленького чёрного платья, многослойность женского костюма и свадебного платья. Ещё очень интересно рассматривать ранние эскизы мастера. Узнаётся виденное в журналах 1970-х – 1980-х годов. И даже фотографии тех лет стоит непременно пересмотреть, чтобы увидеть, каким юным был сегодняшний мэтр, чем-то похожий на героев фильма "Я шагаю по Москве".
Продолжает разговор Нина Тарасова.
Н. Тарасова: Общий дизайн принадлежит самому Вячеславу Михайловичу Зайцеву, а его планы претворяли два молодых петербургских дизайнера – Юрий Сучков и Елизавета Васильковская. И, на мой взгляд, они справились с задачей блестяще. Подиумы расставлены таким образом, что они как бы собой являют вот эти стремительно летящие линии жизни. В центре – три основных подиума, которые идут от фотографии молодого В. Зайцева к сегодняшнему дню, к фотографиям зрелого В. Зайцева. И на них представлены коллекции: от самой ранней сохранившейся коллекции 1987 года – "Тысячелетие крещения Руси" до последних его работ: коллекции "Ноктюрн" 2015 года и коллекции "Золотой век" (2016 года).
Далее идут параллельные подиумы, на которых коллекции "Истоки", "Тайны гармонии", "Русские сезоны в Париже", "Фантасмагории", "Ностальгия по временам ушедшим" и т.д.
За всю свою творческую жизнь пока Вячеслав Михайлович создал 47 коллекций. И мы ждём, конечно, продолжения. В Эрмитаж приехали костюмы из 30 коллекций, созданных за последние 30 лет. Не случайно, что на выставке очень много зеркал. И творчество модельера всегда связано с зеркалами. И творчество любого художника – это всё-таки некое зазеркалье, такая зыбкая поверхность, которая зависит от очень многих вещей: от настроения, возраста, в конце концов. Хочется ещё раз напомнить слова в качестве эпиграфа нашей выставки, сказанные ближайшим другом Ива Сен-Лорана Пьером Берже (Pierre Bergé): "Мода становится искусством, если её творит художник". Лучше, по-моему, не скажешь.
В одной телевизионной программе довелось мне видеть, как Вячеслав Зайцев демонстрировал на манекене создание костюма, без выкроек, сразу ножницами. Только потом узнала, что он использует классический, так называемый "муляжный" метод, применяемый ещё Надеждой Ламановой, Коко Шанель и другими великими кутюрье, когда вещь делается прямо на менекене. Ткань подкалывается где надо, драпируется, похватывается, и рождается платье без всяких выкроек. Искусствоведы и модные критики практически единодушно уже давно определили особенности почерка В. Зайцева: преимущественно приталенный силуэт, чётко очерченная линия плеча, узкая прямая или длинная пышная юбка, есть юбки на фижмах (из XVIII века), изящный воротник, шляпы.
Здесь, на эрмитажной выставке, и Восток, и немецкий и итальянский Ренессанс. Но главное для него, по завету Надежды Ламановой, – русский костюм.
Выдержки из статьи Надежды Ламановой 1923 года В. Зайцев включил в свою первую книгу о моде. С Ниной Тарасовой читаем ещё одну выдержку из Книги отзывов посетителей.
"Говорят, что во Франции белошвейку учили шить с пяти лет. Наши люди – не хуже французов. Я не увидела узелков на моделях. Всё безупречно" (56 лет, Елена).
"С точки зрения портновского мастерства, и это именно то портновское ремесло, которое возведено в ранг искусства, сделано всё безупречно. Все швы, все отделки, все детали, которые нужно спрятать. Все какие-то запошивочные моменты. Всё соблюдено безупречно".
Н. Тарасова: Что можно сказать о тканях? Здесь и натуральные, и синтетические ткани. И зарубежные, и отечественные. Здесь, конечно, замечательно представлены павловопосадские платки. Ведь благодаря во многом Вячеславу Михайловичу производство, которое терпело, в не самый лучший период оно было возрождено, в общем-то, его усилиями. И потому коллекция "Истоки" 2006 года заслуженно получила премию правительства РФ. Как раз это была коллекция с павловопосадскими платками связана. Здесь, конечно, вологодский лён. Не так его много, но он изысканнейший. И, к сожалению, практически нет ивановских ситцев. Их уже почти нет. И их производство, наверное, вряд ли сможет возродиться, к великому сожалению.
Много зарубежных тканей. В последнее время Вячеслав Михайлович закупает ткани в основном в Италии и во Франции, ткани самого высокого качества, потому что только из очень хорошей ткани можно сшить очень хорошую вещь. Хотя были времена, когда В. Зайцев использовал даже мебельные ткани. Это конец 1980-х и 1990-е годы, когда не из чего, по сути, было делать модели. И, тем не менее, мастерство и талантливость этого человека таковы, что он из самых простых тканей может сделать нечто невообразимое и фейеричное. И всё это будет очень гармонично смотреться.
Я очень рада, что в ряду монографических выставок, которые в Эрмитаже проходили и были связаны с творчеством того или иного модельера, В. Зайцев занял своё место. 1987 год... Выставка Ив Сен-Лорана. Мало кому известно, что сотрудники команды Ив Сен-Лорана приехали в Эрмитаж в костюмах от Славы Зайцева. И этим самым они выразили своё признание нашего отечественного модельера и своё уважение к России через костюмы Вячеслава Михайловича Зайцева.
Вторая монографическая выставка в Эрмитаже была связана с Чарльзом Фредериком Уортом (Charles Frederick Worth). Третья выставка – с Надеждой Петровной Ламановой. И делала эти две выставки замечательный хранитель, историк костюма, историк культуры Тамара Тимофеевна Коршунова. И вот четвёртая выставка в этом ряду – Вячеслав Михайлович Зайцев.
У него в ваших разговорах не возникала мысль сделать коллекцию, навеянную Эрмитажем?
Н. Тарасова: Возникала. И я думаю, что к этому он обязательно вернётся. Дай бог, ему сил и здоровья. Он был вдохновлён и нашим пространством Малого Эрмитажа, и отношением эрмитажных сотрудников. И когда он увидел волонтёров в Эрмитаже, которые просто горы свернули, собрали манекены, помогали костюмы надевать, он был потрясён желанием людей, работающих в Эрмитаже, выставить это наилучшим образом.