Комментарии экспертов Цель преподавания литературы пока не определена
Персоны
Нужен ли общеобразовательной школе единый учебник по литературе? В комиссии по культуре Общественной палаты заявляют, что да. С предложением обсудить в профессиональном сообществе эту тему выступил председатель комиссии Павел Пожигайло. Сейчас в федеральном перечне учебников на текущий учебный год для девятиклассников предлагается 11 учебников литературы, а для выпускников школ - пять. Учитель волен выбрать любой. Проблема в том, что все эти книжки по-разному трактуют и комментируют классические произведения литературы. Проблема ли это? Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал председатель комиссии по культуре Общественной палаты России Павел Пожигайло.
"Вести ФМ": Павел Анатольевич, объясните, пожалуйста, почему вы ратуете за единый учебник по литературе. Казалось бы, это тот предмет, где множество мнений - это польза?
Пожигайло: Я уже говорил, что я не ратую за единый учебник по литературе, я ратую за разработку некоей единой методики преподавания литературы. Это было вызвано тем, что, проведя анализ целый ряд учебников (Сухих, Лебедев, Коровин), мы обнаружили, что в них очень настойчивая, субъективная позиция автора в трактовке тех или иных событий. Например, Павел I - сумасброд, Николай I "задушил свободную мысль". У Лебедева есть такая фраза, что "русская литература - это история революционно-демократического движения". У Сухих Катерина обрела истинную свободу, прыгнув в Волгу. У Коровина - что не надо искать смыслов в литературе, важна форма, нужно эстетическое наслаждение.
"Вести ФМ": Очень красочные примеры. Даже некоторые формулировки какие-то смешные. Но ведь есть учитель, который в состоянии поставить акценты, где нужно, посмеяться или подвергнуть критике.
Пожигайло: Мы год назад собирали учителей - педагогов с Кавказа, из Приморья, разных концов нашей страны. Они высказались в поддержку разработки такой методики. И эта методология, этот учебник должны выводить самого ученика на размышления. То есть не давать клише, что Некрасов такой, а Достоевский такой (например, в одном из учебников "Преступление и наказание" трактуется, как книга об объективном суде). Понимаете, это просто до смешного доходит.
"Вести ФМ": Но вас многие могут упрекнуть, что вы пытаетесь повернуть в сторону советской школы. Мы все-таки идем дальше, мы развиваемся. Там тоже были один или два, не помню, учебника по литературе, или это вообще были хрестоматии.
Пожигайло: Кстати, вопрос к хрестоматии. Конечно, преподавать "Тараса Бульбу" полостью, со всеми сценами, которые там есть, неправильно. Какие-то произведения должны преподаваться выборочно - "Война и мир", может быть, "Тихий Дон". Но самый главный вопрос: литература должна выполнять воспитательную роль или не должна? Какая цель преподавания литературы? На сегодняшний день это не определено.
Полностью слушайте в аудиоверсии.