Комментарии экспертов Учителя стандартной школы не умеют работать с одаренными детьми
Персоны
В России может начать работать специальный центр по работе с вундеркиндами. Минобрнауки предложило правительству создать федеральный ресурсный центр для обучения одаренных детей. Это следует из плана первоочередных мероприятий министерства на 2015-2017 годы. Причем говорится о том, что центр будет заниматься разработкой программ обучения одаренных детей и внедрять их в обычных школах. Инициативу в эфире "Вестей ФМ" прокомментировал директор Центра образования №548 Ефим Рачевский.
"Вести ФМ": Нужен ли нам спецкурс для одаренных ребят?
Рачевский: Абсолютно неожиданная для меня информация. Прям спецкурс, вы имеете в виду?
"Вести ФМ": Минобразования предлагает специальный центр создать по работе с вундеркиндами, он и будет специальные программы обучения разрабатывать. И вот к вам, в центр образования, наверное, этот продукт и принесут. Нужен?
Рачевский: Я в абсолютной растерянности. Во-первых, у меня частичная амнезия, я в отпуске и сижу с удочкой на берегу, и никак не могу врубиться в эту ситуацию. Значит, центр - он один будет на всю Российскую Федерацию?
"Вести ФМ": Да.
Рачевский: А где он будет находиться?
"Вести ФМ": Еще таких подробностей у нас нет. Мы бы хотели узнать ваше отношение как человека опытного: следует ли выделять вундеркиндов или одаренных детей?
Рачевский: Конечно, следует. Потому что мы, когда говорим об инклюзивном образовании, мы обычно выделяем детей-инвалидов. Но дети с особыми потребностями - это не обязательно дети-колясочники или дети с проблемами здоровья, это еще и дети, которым стандартные подходы, стандартные методики, школьные штампы очень сильно вредят, совсем не годятся, к ним действительно нужен некий иной подход.
Например, есть дети, у которых интеллект очень сильно превышает норму, они способны на решение нетривиальных задач и способны, допустим, к какому-нибудь уникальному виду деятельности. Но они медлительны. А в стандартной школе - всего 40-45 минут урок, когда с них требуют, чтобы они делали то, что делают все. А им нужно нечто иное. Учителя отечественные, да и не только отечественные - во всем мире - не обучены, не умеют с такими детьми работать, поэтому очень часто бывают случаи, когда… Вам знакомо понятие "отсев из школы"?
"Вести ФМ": Конечно.
Рачевский: Когда отсеивают тех, кто дерется, кто употребляет нехорошие слова и так далее. Но, к сожалению, продуктом отсева являются и вот такие одаренные дети, которые зачастую являются неудобными для учителя, который требует, чтобы все делали так, как все. Поэтому подобные методики и технологии как минимум безвредны, а как максимум – они нужны.
Полностью слушайте в аудиоверсии.