От трёх до пяти "Черный копатель" - враг археолога
Персоны
О проблеме "черных копателей" и частных коллекций в археологии Евгению Сатановскому, Сергею Корнеевскому и слушателям радио "Вести ФМ" рассказывает ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук, археолог Ирина Аржанцева.
Сатановский: У нас была замечательная тема в рамках в том числе
нашего археологического общения, которую мало кто знает. Это "чёрные
копатели". Там мало что известно. Это легенды в основном. А на самом
деле легенды сии дают, во-первых, колоссальное количество материала,
который не входит в археологический оборот. А во-вторых, никто не
понимает, что с этим делать. Ну, есть какие-то запреты...
Аржанцева: В общем, да.
Сатановский: ...И есть коллекции.
Аржанцева: Это такая тема очень непростая, болезненная для всех археологов. Я сразу скажу, что, конечно, я археолог, для меня все "чёрные копатели" - это личные враги. Но отчасти эта ситуация неприятия и очень плохого контакта и сотрудничества, которое всё равно иногда случается, - это результат, конечно, и той законодательной ситуации, которая сложилась у нас.
Сатановский: Запутанная абсолютно.
Аржанцева: Запутанная. Конечно, они объявляются вне закона. Хотя мы знаем прекрасно, например, что за рубежом во многих европейских странах такого понятия, как "чёрные копатели", не существует. На самом деле у нас действует с 1934 года закон о недрах, о земле. То есть всё, что находится в ней и принадлежит государству, с одной стороны, это, безусловно, конечно, благо. Потому что все строительные работы должны предваряться археологическими, если это находится в какой-то исторической (да и в любой) зоне. С другой стороны, мы попали в эту давно уже такую подготовленную временем и ситуациями чёрную воронку, как ситуация с "чёрными копателями".
Сатановский: Благо есть поисковики, которые занимаются какой-то темой современной вполне себе.
Аржанцева: Давайте мы сразу отделим, конечно. Хотя среди поисковиков тоже есть исключительно люди, которые занимаются этим не ради того, чтобы выполнить, естественно, долг Отечества перед павшими воинами, а, например, чтобы добыть оружие и продать его.
Сатановский: А есть просто грабители курганов. Я знал замечательного правозащитного джентльмена, который, например, собирал готские орлиноголовые пряжки. И в тех южных местах, где курганы срывались, их просто бульдозерами срывали к дьяволу под охраной местной милиции, которая иногда сама просто выполняла эти функции, кстати говоря, в ряде субъектов, он собирал только пряжечки. Он был такой очень рафинированный человек.
Аржанцева: Ну, это да, такие коллекции, которые ориентированы на определённые вещи, порождают такое копательство под заказ, доставку вещей. И, кстати, породило новую волну фальшивок. Очень много.
Сатановский: Смешно, но факт. Потому что разграблено дикое количество разных древностей в современности. Техника помогает. Вот чего в древности не могли точно совершенно сделать с объёмом, а нынешний бульдозер или металлоискатель вам же поможет. С другой стороны, подделывают. Причём на высоком технологическом уровне.
Аржанцева: Причём, даже работая со многими частными коллекциями, мы, например, выяснили такую распространённую фишку, как говорят сейчас: подделывают не целиком вещи, а берут какую-то аутентичную вещь и её украшают. Например, бронзовую пряжку обкладывают какой-нибудь золотой фольгой, что увеличивает стоимость её в разы, поскольку она выдаётся за родную, как говорят археологи.
Корнеевский: А определить нельзя, что эта часть родная, а эта - нет?
Аржанцева: Можно. Для этого нужна специальная аналитика. Потом уже, когда поднаторели, определили мастерскую, где это примерно делается.
Полностью слушайте в аудиоверсии.