Картинка

Медвежий угол Подвиг - когда ты делаешь то, что должен, в ситуации, выходящей за рамки обычного

4 апреля 2016, 20:05

Персоны

Гость - актёр Андрей Мерзликин.

Ведущие "Вестей ФМ" - Андрей Медведев, Сергей Корнеевский, Мария Фролова.

Медведев: Вообще, мне кажется, она (картина "Брестская крепость" - ред.) важна была как явление. Потому что очень долго не снимали таких фильмов, очень искренних, о Великой Отечественной войне, где не было бы разночтений, где не было бы двусмысленностей и такого "А может быть, и это правильно, и это правильно". Где было бы очень чётко: вот есть наши, есть враги. И вот в том варианте (я в кинотеатре смотрел) ведь не переводили немецкую речь. И от этого возникало ещё больше ощущения, что, как зритель, ты - соучастник этого процесса.

Мерзликин: Это, кстати, была удивительная попытка. Я впервые, по крайней мере, участвовал в подобном. Это фильм-реконструкция. Что это значит? Это когда каждый эпизод, каждый герой, который появляется в кадре, в фильме - это человек, о котором свидетельствуют 2, 3 и более источников и свидетелей. То есть каждый поступок, который совершается - это свидетельство истинности. Другое дело - художественное воплощение, насколько правдиво ты погиб... Понятное дело, были некие художественные доработки в образах. А так практически весь сценарий написан как попытка реконструкции трагических событий тех дней.

Более того, фильм практически не показал всего, что происходило. Потому что если бы мы шли буквально по тем восстановленным событиям и трагическим проявлениям, то фильм был бы в категории "запрещённый для всех возрастов". Тот ужас и тот тотальный садизм, который происходил, то, что я читал в архивной хронике, то, что даже не показывают в музее, это такая закрытая информация...

Медведев: Конечно, имеется в виду, что немцы делали.

Мерзликин: Да. То, что там происходило. Потому что это в кино показывать, к сожалению или к счастью, просто с точки зрения морали нельзя. Поэтому такое поверхностное, скажем так, по персонажам, как это происходило... Для нас, скажем так, более важен человеческий фактор.

Например, мой герой - Андрей Кижеватов - в первую очередь для меня был интересен как отец многодетного семейства. К тому моменту, когда мы снимали кино, у меня уже тоже было трое детей. И был такой момент: как себя вести? С одной стороны, ты - гражданин, ты - офицер, ты - человек, который давал присягу и выполняешь свою прямую обязанность. С другой стороны, вот они все рядом, ты должен просто по-человечески положить на алтарь своего долга свою семью. И вот как это сделать? Как это сыграть? Для меня это было...

Медведев: Но с семьёй Кижеватова так ведь и получилось.

Мерзликин: Да. Тем более, зная, чем это закончилось - конечно, это было для меня самым важным. Помимо основного подвига, подвига выполнения своего долга. Многие считают, что подвиг - это ты обязательно должен совершить что-то нечто невероятное, совершенно забыв о том, что подвиг - это когда ты делаешь то, что ты должен, в ситуациях, выходящих за рамки обычных. То, что ты должен. Если пограничник дал присягу, что он выйдет сегодня в дозор и будет защищать границу государства, они это и делали. Кижеватов выводил дозор первые 2-3 дня, пытался вывести. Потому что это его долг.

Он не знал, что впереди будет затяжная война. Что впереди будет не просто Вторая мировая, а Великая Отечественная война, где будут колоссальные потери. Они этого не знали, поэтому они просто выполняли свой солдатский долг. Взяли командование на себя, когда столкнулись с тем, что офицерское командование исчезло. Об этих событиях не хочется сейчас говорить. Были какие-то такие вещи, которые не всегда показывали нас с каких-то положительных сторон. Но подвиг - на то он и есть подвиг, когда человек, солдат находит в себе мужество сделать невозможное.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Медвежий угол. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация