Сигналы точного времени Старые, проверенные временем машины надежнее новых?
С нашим постоянным автоэкспертом Игорем Моржаретто сравним новые автомобили и старые.
У каких прочнее кузов? Почему "трехлетки" сейчас стоят дороже машин, только-только сошедших с конвейера. Какую машину - старую или новую - содержать дороже? Ну и заодно попытаемся выяснить, какие машины теряют в цене быстрее прочих и содержание каких автомобилей влетит в копеечку. Старые, проверенные временем машины надежнее новых?
Что считается старым автомобилем? И как продажи подержанных авто характеризуют экономику
По международной таможенной классификации автомобиль до трёх лет считается новым. Но есть коэффициент, с помощью которого можно оценить состояние экономики страны. Это соотношение покупки новых и старых автомобилей. Если в стране нормально функционирующая экономика, то соотношение это где-то 1 к 2,5 или 1 к 3. То есть, на один купленный новый автомобиль приходится примерно 2-3 сделки по продаже подержанных авто. В России, к сожалению, сегодня эта цифра примерно 1 к 4-5. Это означает, что в её экономике не всё хорошо, а доходы населения не слишком велики. Но это соотношение отличается в зависимости от региона. В Москве и Московской области соотношение как раз требуемое – 1 к 2,5, а вот на Дальнем Востоке цифра совершенно чудовищная – 1 к 30.
Новый автомобиль или старый
В любой случае новый автомобиль лучше, потому что старый автомобиль – это всегда кот в мешке. Если только я не покупаю этот автомобиль у родного брата, или покупаю автомобиль в хорошем, проверенном дилерском центре, который туда отдали по trade-in и у которого есть биография, есть сервисная книжка. В этом случае покупка оправданна. Если покупаете подержанный автомобиль на улице у неизвестного дяди, то тогда извините.
Выбор между подержанным престижным автомобилем и новым автомобилем меньшей комфортности
Выбор нового автомобиля, пусть не столь престижного, оправдан ещё и экономически. Конечно, можно купить лимузин, который внешне будет выглядеть просто грандиозно, но он будет из кармана нового хозяина деньги высасывать просто как пылесос: то на мелкий ремонт, то на обслуживание. То есть, чем старше автомобиль, тем он дороже в обслуживании.
Старые машины надёжнее и практичнее современных, да и их обслуживание в разы дешевле.
Это бесконечный разговор, что раньше автомобили были надёжнее и делали их на века, а теперь, это какая-то одноразовая "погремушка", на которой отъездил три года и сдавай её в металлолом. Отчасти такой разговор бессмысленный, отчасти имеет смысл. Да, действительно, сейчас не делают вещь на века. Но имеет ли смысл делать вещь на века с нынешним темпом развития технологий? Всё быстро устаревает.
Если у моего дедушки была возможность купить автомобиль "Москвич-408", он за машиной ухаживал так, чтобы она прослужила не менее 50 лет. И это понятно, потому что новый автомобиль ему было уже не купить, ибо всю жизнь на один автомобиль копил, да и свободно машину в магазине было не купить. Поэтому, понимая, что новый автомобиль не купить, его надо было в хорошем состоянии передать сыну, чтобы тот потом передал внуку. Сейчас же есть возможность обменять автомобиль на новый через trade-in достаточно просто. Что люди и делают.
Железо у современных автомобилей стало менее прочным?
Не согласен. Сейчас, во-первых, при производстве автомобилей делают силовой каркас, который должен принимать на себя удар. Гарантия на железо сегодня, даже АвтоВАЗ такую же гарантию даёт, не менее 6 лет, а некоторые компании дают гарантию и на 12 и 15 лет. Железо сейчас достаточно долго хранится. Если ВАЗ-2101 надо было ещё делать самому антикоррозийную обработку, то современный автомобиль этого не требует, ходит и ходит. Десять лет проходит, и с ним ничего не случится. Если нет механических повреждений, ржавчина не появится.
Средняя цена эксплуатации автомобиля в России в месяц
Средняя цена эксплуатации машины в месяц по России составляет 30 тысяч рублей. Россия по данному показателю находится на 16-й строчке в мире. В неё входят, во-первых, и это самый большой расход, страховки. По методике расчёта этой цифры считается, что у автомобиля есть и КАСКО и ОСАГО. То есть, что вы один раз в год купили одну страховку, другой раз – другую страховку, и общая суммы затрат разбивается по месяцам. Во-вторых, учитывается один или два раз в год стоимость ТО. В-третьих, оплата раз в год транспортного налога. В-четвёртых, каждый месяц вы четыре раза заливаете бензин, добавляете омывающую жидкость и делаете ещё какие-то мелкие вещи (мойка, химчистка и прочее).
Покупка автомобиля – это не бизнес
Это покупка такой вещи, которая сопровождает тебя по жизни и содержание которой стоит довольно дорого. Рассчитывать на то, что это удачное вложение денег, даже если это покупка престижного автомобиля, нельзя. Это неудачное вложение денег, потому что требуются расходы каждый день. И рассчитывать на то, что сегодня я удачно купил автомобиль, а потом я его перепродам с выгодой, тоже нельзя. В лучшем случае вы его продадите с потерей какого-нибудь небольшого количества процентов, но при этом, если вы вспомните, сколько вы на автомобиль потратили за год, два или три эксплуатации, становится понятно, что, может быть, лучше в каких-то ситуациях ездить на метро.
Сегодня "трёхлетку" можно продать за те же деньги, за сколько она была куплена в 2014 году
Практически да, это правда. Но тогда рубль был несколько крепче, и покупательную способность того рубля и нынешнего достаточно сложно сопоставить. Поэтому бизнес этот "купил-продал" такой специфический.
Особенности национального рынка подержанных автомобилей
К сожалению, на рынке очень много как машин с криминальным прошлым, так и машин, собранных неизвестно из чего. Криминальное прошлое – это не значит, что на этих автомобилях преступления совершались. Это значит, что автомобиль может быть нерастаможенным или недорастаможенным. Это также может быть автомобиль, который находился в залоге у банка, кредит был по нему не выплачен или переоформлен. Таких случаев много.
Как покупателю обезопасить себя при покупке автомобиля б/у
Сейчас очень хорошую, наконец, сделали базу в Нотариальной палате. Она платная. Человек обращается к любому нотариусу, тот может по этой базе любой автомобиль пробить и выдать справку, что данный автомобиль в базе как кредитный не числится. Хорошая штука. Потому что существует недавнее решение Верховного суда, которое гласит, что если у человека такая справка есть и если вдруг с автомобилем что-то нехорошее всё-таки обнаруживается, то этот человек считается честным приобретателем. То есть, эта справка является своего рода подтверждением того, что человек сделали всё возможное и проверил приобретаемый автомобиль, поэтому обвинить его в мошенничестве нельзя.
Такси – конкурент собственному автомобилю
Такая тенденция существует во всём мире. Если наблюдать уровень автомобилизации в крупных европейских или американских городах, то получается странная картина. Например, в Милане, одном из самых автомобилизированных городов Европы, 20 лет назад было 600 автомобилей на 1000 жителей, 10 лет назад – 800, а сейчас 500. То есть стало невыгодно в крупном городе иметь автомобиль. Высокие налоги, парковка, если и есть, то очень дорогая, пробки. В результате, если в городе хорошо развит городской транспорт, да ну её, эту машину. В Москве сегодня отказа от автомобиля нет и нет такой тенденции. Но есть тенденция отказа от второго автомобиля в семье.
На чём дешевле: на автомобиле или на общественном транспорте
В крупном мегаполисе часто людям, которым не очень далеко надо ездить на работу, выгоднее пользоваться общественным транспортом. Потому что человеку, пользующимся автобусом, не надо заморачиваться, что ему нужно пройти ТО или сколько стоит страховка. Это не его проблемы, купил билет и доехал, особенно если транспорт работает хорошо. Тем более что сегодня возможно по смартфону отследить, когда подойдёт нужный автобус. Плюс иногда можно пользоваться такси или системой car-sharing. Это когда берёшь автомобиль в аренду 15-30 минут. Выходишь, смотришь, есть рядом автомобиль. Подходишь к нему, ключ торчит в замке, на мобильном телефоне на скаченной программе нажимаешь кнопку "Открыть", и автомобиль открывается. Если у вас нет программы и это не вы, то автомобиль не заведётся. А если всё совпадает, то ключ повернул, и автомобиль завёлся. В Москве 1 минута поездки на автомобиле системы car-sharing стоит 11 рублей. За 15 минут – 150 рублей. Ну и что, зато поехал, куда надо.
Или возьмём то же самое такси. Во многих городах России очень удобно или с помощью смартфона, или через городские системы по телефону вызывать такси. Стоит это буквально копейки, например, 50 рублей. Конечно, это удобно. Зачем иметь машину, если всё так просто.
Уровни мобильности: история и современность
Вообще, существует несколько уровней мобильности. Есть мобильность по Паскалю. Блез Паскаль в XVII веке придумал общественный транспорт. Это когда все сели в один омнибус, и тот по расписанию поехал. В XX веке была придумана мобильность по Форду. Это, когда каждый человек должен иметь свой автомобиль, сел и поехал. А теперь, в XXI веке, становится понятным, что в крупном городе невозможно каждому жителю иметь по автомобилю. Не бывает таких городов, потому что просто не хватает места для такого количества автомобилей. В Москве легковых автомобилей на 13 млн жителей приходится чуть более 4 миллионов, плюс 1,5 миллиона автомобилей ежедневно в столицу приезжают из Подмосковья и окрестных регионов, и город уже с трудом это количество переваривает.
Как выбрать подержанный автомобиль
Выбор подержанного автомобиля – это всегда риск, это всегда в некотором смысле рулетка.
Самый надёжный вариант – покупать автомобиль у знакомых, автомобиль со знакомой историей. Знакомый подержанный автомобиль – это замечательно.
Если нет таких знакомых, то лучше всего брать подержанный автомобиль в салоне, причём в серьёзном автосалоне, как правило, дилерском, а не просто в том, который торгует неизвестно какими подержанными автомобилями. Соответственно, салон должен производить впечатление. Помещение его должно быть серьёзным, видно, что люди деньги вложили, и они из-за трёх копеек не будут разводить покупателя. Эти салоны проверяют автомобили, которые им сдают владельцы. И потом, если вы покупаете подержанный автомобиль после trade-in, дилер вам расскажет, что данный автомобиль был куплен три года назад, как он проходил (покажет по компьютеру и по сервисной книжке) ТО, сколько раз попадал в ДТП и что ему меняли, и что он хочет за машину такую-то сумму, но даёт на него гарантию полгода или год.
Как обезопасить себя от угона автомобиля
На самом деле и новые, и подержанные автомобили не застрахованы от угона. Поэтому, во-первых, лучше выбирать автомобиль с учётом его места в рейтинге по зонам риска. Есть модели, которые реально находятся в зоне риска, поэтому, может быть, не стоит именно их покупать. Во-вторых, существуют разные охранные системы. И, в-третьих, пока никто не придумал лучше средства, чем страховка КАСКО. Она тоже не даёт 100-процентной гарантии, но если вы волнуетесь, если это новый автомобиль до трёх лет, надо железно страховать его по КАСКО. Тем более что сейчас КАСКО существует в вариантах, когда можно купить страховку КАСКО с франшизой. Условно, полное КАСКО стоит 70 тысяч рублей. А есть вариант КАСКО, когда владелец берёт на себя мелкие повреждения (царапины, разбитые фары) до 30 тысяч рублей, то есть, он их ремонтирует за свои деньги. Договор КАСКО с франшизой обычно стоит примерно половину от полной страховки КАСКО. Причём размер франшизы может варьироваться. Автовладелец может его устанавливать на сумму в 5-10-20 тысяч рублей. Чем больше франшиза, тем дешевле будет стоить полис КАСКО. По полису КАСКО с франшизой страховая компания берёт на себя самые большие риски и самый серьёзный ущерб.
Автомобиль на века?
Никто не делает автомобили из расчёта на века. Так же, как никто не делает автомобили из расчёта на три года. Делают автомобили по требованиям качества. И если очень тщательно ухаживать за автомобилем, он может прослужить очень долго. Если машину гонять в хвост и гриву, она будет меньше служить. Достаточно просто соблюдать регламент, и автомобиль будет верой и правдой служить и 10 лет. Конечно, он за это время устареет.
Сегодня предложение на автомобильном рынке превосходит спрос. Автопроизводители бьются за сердце и кошелёк автовладельцев. Но когда есть возможность выбора – это чудесно.
Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом