Полный контакт "Синяя птица" сделана с уважением к детям
Персоны
Обзор телевизионных программ. В чем особенность программ с участием детей. Владимир Соловьев и Анна Шафран беседуют с журналистом Гией Саралидзе.
Соловьёв: В этот раз мы решили продолжить телеобзор. Он вызвал очень большой интерес. Ты красиво его назвал.
Саралидзе: Да – телерейд. Мне нравится.
Соловьёв: Ну-с, прошу!
Саралидзе: Я предлагаю начать с обсуждаемой очень темы, в том числе и социальных сетях, - программ с участием детей. Неделю назад мы говорили, что интересно было бы об этом поговорить. Володя сказал, и так получилось…
Соловьёв: Это было очевидно, что проекты запускаются.
Саралидзе: Программы с участием детей не нужно путать с программами для детей. Они делаются совершенно не для детей, то есть дети, конечно, могут её смотреть, но ориентируются всё-таки на взрослую публику. Я посмотрел по рейтингам, это программы очень рейтинговые. Причём здесь даже не важно, как сделано, главное, что есть дети, они вызывают…
Соловьёв: "Мимишный" фактор.
Саралидзе: Да, вот этот фактор "ми-ми" присутствует. Многие помнят, наверно, "Утренняя звезда" с Юрием Николаевым – это вот такой предвестник всех этих программ. Но всё-таки оригинальный формат, я хочу обратить внимание, что оригинальный формат был разработан и запущен на телеканале "Россия" - "Синяя птица". Причём вот мы сейчас поговорим о других проектах, которые есть, на мой взгляд, его выделяет… Я, понятно, кулик, который будет хвалить своё, и холдинговый патриотизм у меня есть, но я хочу, чтобы наши слушатели понимали, что сейчас это не просто дань уважения месту, где я работаю, а всё-таки факт.
Во-первых, это действительно оригинальная вещь, которая была разработана, "Синяя птица". Причём я посмотрел специально выпуски первого сезона и второго сезона. Это проект, который растёт, а это очень важно. Когда у тебя есть успех, хочется те лекала, которые у тебя есть, тиражировать. Мы это видим годами, я думаю, одну из программ мы посвятим долгожителям, это будет интересно. Да – придуманный когда-то формат, он попал в аудиторию определённую, и всё - люди начинают этим заниматься. А этот проект – "Синяя птица" – где как раз с участием детей, и там продумано многое. И изменилось многое во втором сезоне.
Соловьёв: Но "Синяя птица" сейчас не участвовала в гонке.
Саралидзе: Она сейчас не участвует, и очень любопытно будет посмотреть, когда она выйдет.
Соловьёв: При этом я думаю, что "Россия" и до "Синей птицы" выпустит детский проект, потому что "Синяя птица" не может так легко тиражироваться и так легко делаться, как те продукты, которые нам предъявили на прошлой неделе.
Саралидзе: Это правда.
Соловьёв: Потому что у "Синей птицы" всё-таки совсем иной подход.
Саралидзе: Другой подход, и я вот как раз о подходе и говорил. Здесь очень важно…
Соловьёв: Очень просто объясняется. "Синяя птица" – это просветительский проект.
Саралидзе: Просветительский проект, совершенно верно! Он так позиционировался, так задумывался и так и делается. И поэтому вызывает очень положительную реакцию. Если вокруг программы, которая только вышла на НТВ, - "Ты - супер"...
Соловьев: "Ты – супер" вышла на НТВ в субботу...
Саралидзе: Это первая программа была.
Соловьев: Соответственно, "Лучше всех" с Галкиным идет в воскресенье.
Саралидзе: И это уже второй сезон. Первым отреагировал на появление "Синей птицы" и на те рейтинги, которые давала это программа, “Первый канал”, тут же появилось "Лучше всех".
Соловьев: Притом интересно: проект, который до этого был у Галкина в субботу - "Максим-Максим", показывал ужасающие цифры, то есть это был абсолютный провал. И для Галкина вот этот "мимишечный" проект был очень важным, потому что для него это возвращение в некую обойму. Объективности ради надо сказать, что все проекты очень талантливого артиста и пародиста до этого были провальными. Последние проекты – у него "не шло", как у телевизионного ведущего. Он не мог найти свою интонацию. Не могу сказать, что Галкин нашел свою интонацию сейчас. То есть, мне кажется, что его "вытаскивают" дети, потому что Галкин, на мой вкус, с ними заигрывает, он играет с ними в поддавки. Это такая сплошная "мимишечность". Мы умиляемся: "Ой, смотрите, какие детки!". Эта эмоция понятная, она очевидная. И понятно, почему ставят против программы Дмитрия Константиновича. Но интересно, что до этого шли, опять-таки, путем "Синей птицы", потому что они показывали как бы подготовку, и перед Галкиным шла передача, в которую они попытались вытащить всех ведущих “Первого канала”. Но цифры этого не дали. Народ это как раз смотреть не хотел.
Саралидзе: По цифрам очень будет интересно посмотреть...
Соловьев: Второй, третий выпуск, когда передача "встанет".
Саралидзе: Конечно! Но здесь есть еще одна, на мой взгляд, важная вещь. Я посмотрел реакцию людей в социальных сетях, когда выходили первые программы, что пишут про ведение, про студию, про то, как относятся к этому. Я могу сказать, что очень многие, реагируя на "Синюю птицу", писали: "Вообще-то, я вот канал не смотрю, но вот это я буду смотреть, потому что это сделано здорово и с большим уважением к детям". Вот это ключевая фраза, на мой взгляд, потому что в программах, которые делают не для детей, а с участием детей, самое важное – это отношение к детям. Это для чего? Для того чтобы повеселить публику, или все-таки для того, чтобы сделать именно просветительскую программу, чтобы дети смотрели? Я просто смотрю, как мои “средние” реагируют на эту программу (девочка музыкой серьезно занимается, мальчик – в художественной школе). И для них эта программа и то, что дети становятся действительно героями, понимаете, не зверушками – "смотрите, цирк приехал, сейчас нас здесь повеселят, вот здесь стишок прочтут”, нет, они - профессионалы, это плод усилий, трудов!
Соловьев: Никакой игры в поддавки.
Саралидзе: Никакой игры в поддавки, совершенно верно! И дети это невероятно чувствуют и понимают.
Соловьев: Они чувствуют уважение от выдающихся профессионалов, которые в жюри, к себе как к профессионалу. И для них это важно, конечно.
Саралидзе: Но я могу сказать… Даже не я, а те люди, которые смотрят "Лучше всех", они замечают ровно то, о чем ты сказал, и ровно об этом говорят – о каком-то ерничанье, когда взрослый человек начинает играть в маленького ребенка.
Соловьев: Притом, знаешь, смотри (вы меня простите, люди добрые, за то, что я скажу), но вот я смотрю когда: а вот видео с Путиным в программе с участием детей, а вот мы вытащили взрослых ведущих – это все подпорки, это все придумки, чтобы "а вот не провалиться бы". Это все от недостаточности контента, от невыстроенности драматургии. Потому что то, что мы видим – это дивертисмент. Это набор номеров, которые исполняют детки, - их надо чем-то усилить. Если номер сам по себе недостаточен – “а давайте покажем, как этот ребенок отвечает на вопрос Путина, ведь Путина точно будут смотреть”. Плюс – какое умиление, "мимишество"! Ребенок и Путин! Ахаха! Это игра в поддавки! Ты понимаешь, Анна Борисовна, о чем мы говорим? Студии-то сэкономили! Надо было быстро – и все пошло не очень дорого. Так, вежливо говоря.
Саралидзе: По отношению к детским программам, мне кажется, честнее поступает тот же Ургант. Вот у него есть эта "Камера снизу", когда он с детьми разговаривает.
Соловьев: Ургант очень хорош в работе с детьми. На самом деле это та ниша, в которую Ваня рано или поздно все равно пойдет. Ваня очень хорош в работе с детьми!
Саралидзе: Да, он говорит с ними на равных, и понятно, что он как раз вытягивает из них то, что повеселит взрослого человека, не ребенка.
Соловьев: Потому что ему самому это прикольно.
Саралидзе: Наверное. Что касается первой программы, которую я посмотрел...
Соловьев: Дала хорошие цифры...
Саралидзе: Приличные цифры. Но, во-первых, программа первая. Может быть, кто-то не смотрел, программа называется "Ты – супер!" на НТВ...
Соловьев: А, ты про НТВ, а я говорил про цифры Галкина.
Саралидзе: Нет, там хорошие цифры.
Соловьев: И, прости, еще хочу отметить: вот Константин Львович - он абсолютный гений раскрутки! Он всегда великолепно запускает программы. Это обилие промо, это блестяще снятые промо, зачастую лучше, чем потом выходит в телепередачах. Но Константин Львович очень тонко чувствует организацию промо – и делает это блестяще!
Саралидзе: И это проходит красной нитью по всем жанрам, по всем программам! По поводу энтэвэшного "Ты – супер!" - такой микс из уже известных проектов, прямо микс замешали. Там "Синяя птица", "Голос.Дети", причем вот это касается всего – идеи, элементов оформления студии, манеры ведущего, кстати.
Соловьев: А я вообще не понял, кто ведущий?
Саралидзе: Такменев.
Соловьев: Естественно! Но я не понял, кто он! Что он делает?
Саралидзе: Но я могу сказать, что мне проект вообще категорически не понравился.
Соловьев: Я был страшно разочарован!
Саралидзе: Но я хочу рассказать о том главном отличии, которое есть. В этом проекте принимают участие талантливые ребятишки со сложной судьбой – это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети, которых уже усыновили или взяли под опеку. С одной стороны, это благородно - дать шанс. И вот эта мысль в раскрутке этого проекта была главной - что, вот, мы даем шанс. Но у меня, правда, возникает мысль (я боюсь сейчас циником показаться), возникает ряд вопросов морально-этического характера, если честно. А вот правильно ли создавать такую резервацию?
Соловьев: Для меня? Однозначно нет!
Саралидзе: Вот у меня тоже. Что, талантливые ребята со сложной судьбой, если они действительно талантливы, не могут участвовать наравне со всеми? Они что, другие? У них клеймо какое-то?
Соловьев: А главное - ты “взял” рану: вот смотрит человек, у него такие дети вызывают колоссальное сочувствие, и вот ты ему палец в эту рану засунул и все время хочешь дергать. И у тебя получается: у тебя ведущие, которые ничего сказать не могут, потому что они не хотят никого обидеть, они не могут судить честно, они должны выбегать, лезть из себя – но в одной эмоции все время что-то пытаться изобразить! А чего изобразить? Ты честно судить не можешь!
Саралидзе: В том-то и дело! Заметьте, что и зритель поставлен в такие же условия: он смотрит не песенный конкурс, он смотрит на детей со сложной судьбой.
Соловьев: Он говорит: "А кто больше меня растрогает?". Плачьте с нами, плачьте, как мы, плачьте лучше нас. Если ты хочешь, чтобы тебе показывали детишек и говорили: "А вот его бросила мама. Она – алкоголичка, ее лишили родительских прав".
Шафран: С точки зрения детей, которые участвуют, мне кажется, это не очень приятно, когда ты выходишь в проект, и сразу про тебя знают, что у тебя что-то не в порядке.
Соловьев: Всей стране рассказывают, что у тебя мама-алкоголичка, тебя папа бросил, ты – такой, ты – сякой... Ни фига себе!
Шафран: Наверное, человеку не хотелось бы, чтобы такие вещи про него знали.
Саралидзе: В том-то и дело! Они же приходят туда для того, чтобы спеть, чтобы их оценили как артистов. Я понимаю, что у них меньше шансов попасть на общий конкурс, но тогда давайте потратим этот ресурс для того, чтобы действительно найти этих талантливых детей, и пускай они участвуют вот в этих наших больших конкурсах на таких же творческих основаниях.
Шафран: Но тогда тебе скажут: "Извини, но у нас вот эта идея. Куда она денется?".
Соловьев: Какая разница, какая идея? Если ты на телевидении не можешь ее сделать, ты ее погубил!
Шафран: Ну, да.
Соловьев: Телевизионно сделано плохо. Почему? Потому что собрали "Голос.Дети", только кресла не развернули, сделали эти световые полоски, только вместо блестящего, очаровательного, тонкого и умного ведущего, который с самоиронией, который может улыбнуться, который поиздевается над собой на Первом канале... Там же работает потрясающе, да? Кто ведет программу "Голос"?
Шафран: Нагиев?
Соловьев: И Дима работает фантастически! Дима работает блестяще! Вот он – великий ведущий этого формата!
Саралидзе: Да, согласен!
Соловьев: То, что делает Дмитрий Нагиев – это выше любых оценок! И ты видишь абсолютно засушенного, скучного информационщика, которого выдернули из его среды, и без подпорок он провалился. В нем нет ни одной человеческой эмоции. Он не может подобрать слова! Он раб "уха"! Ему глубоко безразлично все, что происходит.
Шафран: "Ухо" - это...
Соловьев: Это устройство, в которую тебе дают команду или подсказывают слова. И замечательный информационный, новостной ведущий Такменев оказался просто "засушенным кузнечиком", скучным и неинтересным.
Саралидзе: Первая программа – посмотрим, конечно! Но я не верю. Честно скажу, это мое мнение.
Соловьев: А ты вообще программу понял? Мы все говорим: “Должна быть драматургия”. Когда мы с тобой смотрим Галкина, мы видим – это концерт с конферансье. Конферансье – Галкин, который и работает конферансье. Лучше, хуже – вежливо говоря, не Нагиев и не Ваня Ургант с детьми. Но цифра хорошая – устраивает! Слава Богу. Лучше, чем он делал что-то до этого.
Саралидзе: Надо сказать "спасибо" детям.
Соловьев: Они его спасают. Потому что в этой паре естественные дети, а не Максим. Но Максим – талантливый человек, он себя найдет. А вот когда я смотрел субботний проект, я думал: “Они судят нечестно”. Почему? Потому что они смотрят. Они не голос, не вокал – они сразу всю картинку видят. То есть они не поворачиваются. Куча заимствований в других форматах, вплоть до неприличия. Выбор ведущих – очень сомнительный.
Саралидзе: Жюри ты имеешь в виду.
Соловьев: Каждый из них – замечательный и прекрасный, но почему они в этой истории – понять невозможно!
Саралидзе: Можно я даже назову состав жюри, чтобы люди понимали, о ком мы говорим: там эстрадная певица Маргарита Суханкина, певица Елка, музыкальный продюсер Виктор Дробыш и певец Стас Пьеха.
Соловьев: Да, Рита – она эстрадно-оперная, потому что Рита когда-то и в Большом работала – Маргарита Маруна. У нее же были разные ипостаси, и она записывала все дорожки для группы "Мираж".
Саралидзе: Сами по себе – интересные люди.
Соловьев: Потрясающие!
Саралидзе: Но здесь проблема другая: их поставили условия, в которых они не понимают, что делать. Оценивать вокальные данные?
Соловьев: Сказать каждому, что они нереальные и дико крутые, что они супер? Фигня полная!
Саралидзе: Поддержать детей? Психотерапевты они? Кто они вообще, мне совершенно непонятно!
Соловьев: И нет никакого развития! Драматургически проиграно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.