Железная логика Отечественное авиастроение сгубили младореформаторы
Персоны
Дорога в облака: какие горизонты открываются перед российским авиапромом? Что происходило в отрасли до сих пор? Об этом Сергей Михеев и Сергей Корнеевский говорят в эфире "Вестей ФМ" с генеральным директором Ассоциации гражданской авиации "Аэропорт" Виктором Горбачевым.
Михеев: Сначаа вспомним, как же всё это случилось в 90-е. Потому что очень часто от тех, кто реформировал тогда якобы очень новаторски нашу экономику, можно слышать, что советская экономика умерла, потому что она была неконкурентоспособна, потому что всё это была ерунда, всё это были галоши, валенки. На самом деле ничего мы не умели производить, и это было неинтересно и старо. Но, насколько я понимаю, к авиастроению это точно не относилось. Как получилось так, что мы этого авиастроения фактически лишились, на ваш взгляд?
Горбачёв: На мой взгляд, почему так всё произошло? Потому что наши уважаемые (а может, и не очень уважаемые) младореформаторы решили, что зачем нам всё это делать, когда можно купить. Тогда бочка нефти доходила чуть ли не до 80, до 100. Поэтому решили - зачем нам всё это производить? Это раз. В принципе, наши воздушные суда были вполне конкурентоспособны. Что-то надо было подработать.
Корнеевский: Но не разваливать, просто подработать.
Горбачёв: Да, подработать. Потому что да, действительно, с движками у нас было не очень всё хорошо, потому что слишком, как говорится, прожорливы были.
Михеев: И шумные в том числе.
Горбачёв: И шумные, и прожорливые, да. Но это не повод для того, чтобы ликвидировать вообще весь воздушный парк. У нас были великолепные планеры. Мы выпускали великолепный ряд машин, начиная от региональных и местных перевозок, кончая дальними самолётами, крупными машинами. Это были и Ил-86, и Ил-96, на котором и сегодня президент летает. Это были дальнемагистральные машины. У нас был и ряд Илов. Ил-62 вполне нормальная была машина. Ту были хорошие машины, Ту-154 и Ту-134. Да, шумные, да, прожорливые. Но, в конце концов, это решаемая проблема. Это движки. В конце концов, не могли наши поставить в данный момент, но всегда можно было сделать импортные машины, импортные двигатели поставить на этот ряд. Но, к сожалению, вот так произошло.
Я буквально вчера прилетел из Ургенча, из Узбекистана. Это члены нашей ассоциации. Я к ним туда летал посмотреть. Очень приличный, очень хороший аэропорт сделан в Узбекистане. Они прям плакали, потому что в Ташкенте был громадный завод, который выпускал самолёты Ил-86. Сейчас этот завод практически прекратил существование и делает какие-то, можно сказать, кастрюли и сковородки. От высокотехнологичной продукции. Да? Ил-86. Это просто потрясающе.
Михеев: Насколько я понимаю, эти предприятия, которые были в других бывших советских республиках, тоже в том числе загнулись из-за того, что в первую очередь в России эта отрасль...
Горбачёв: Безусловно. Основной потребитель - это же была Россия.
Михеев: То есть остановка этой отрасли, разрушение в России автоматически разрушило и все дочерние предприятия, которые имели связи и в других республиках.
Горбачёв: К сожалению, да.
Михеев: То есть они были обречены.
Горбачёв: Да. Сейчас вы наверняка спросите: вот сейчас новые машины. Якобы уже где-то под 170-180-200 заказов есть на эти МС-21. Но смотрите, если наши производственные мощности - пять машин в год самая большая. Так давайте 180-200 разделим на пять и узнаем, когда придёт последняя машина в какую-нибудь авиакомпанию. Вот и всё.