Картинка

Медвежий угол Молодёжь ностальгирует по правопорядку и справедливости

9 декабря 2016, 20:05

Персоны

25 лет минуло с развала Советского Союза и создания СНГ. При этом многие представители современной российской молодежи сожалеют о распаде СССР. Почему? Эту и другие темы в эфире "Вестей ФМ" Андрей Медведев, Сергей Корнеевский и Мария Фролова обсуждают с публицистом и журналистом Константином Сёминым.

Медведев: Первый вопрос: почему, Костя, тебе кажется, отчего люди, которые Советского Союза не знали, начинают всерьез интересоваться историей Советского Союза, сожалеть о распаде Советского Союза, начинают совершенно не так оценивать личность, скажем, Сталина, как им пытаются навязать, и, вообще, откуда этот советский ренессанс? Ведь это же не просто, так скажем, они же не просто мифологией питаются. Они понимают, что было хорошо в Советском Союзе, что очевидно было неудачно, что было откровенно плохо, но, тем не менее, они приходят к выводу, что Советский Союз им жаль, и Советского Союза они бы хотели.

Семин: Ты знаешь, я думаю, что нам не стоит переоценивать уровень сознательности подрастающего поколения или следующего за нами поколения, но то, что ты говоришь, я вижу тоже своими глазами. Даже если просто анализировать динамику, статистику того, что происходит в социальных группах, в социальных медиа, я вижу, что самая просоветски настроения категория людей - это молодые люди, почему-то не девушки, не знаю, в возрасте от 21 до примерно 35-38 лет. Причем тенденция имеет склонность к повышению именно ближе к порогу 35-38. Не знаю, почему. Я предполагаю, что дело в том, что это тот возраст, когда человек вступает в какой-то сознательный этап своей жизни, когда на мужчину ложится ответственность за будущее его собственной семьи, за будущее следующих поколений. Он начинает уже по-настоящему думать головой, уже не гормоны в голове играют, а какие-то рассудочные мысли появляются. А почему возникает тоска по будущему через призму прошлого, тоска по ресоветизации, мне кажется, что причина этой тоски, сила, которая ее формирует, в первую очередь, связана с тем, что, может быть, они и не знают, как оно было раньше на собственном опыте, но они очень хорошо знают, как стало теперь без тех ценностей, без тех фундаментальных завоеваний, которые были достигнуты советской цивилизацией. Ну и наконец, есть просто обыкновенная семейная традиция, есть все-таки преемственность поколений, есть все-таки родители, родители родителей, которые живы, которые в состоянии рассказать. Ну и есть некоторое культурное наследие, некий культурный такой слой почвы, на котором мы все выросли. Нельзя же любого из нас представить без советской кинотрадиции, литературной традиции, правильно? И соответственно, ты можешь сравнить, что такое современный кинематограф, скажем, фильмы о войне современные, и фильмы о войне, которые снимались ну еще 20 лет, 25, 35, 45 лет назад.

Медведев: Мне в этом смысле кажутся более показательны комедии. Ты знаешь, даже не фильмы о войне. Фильмы о войне - ладно, комедии, то есть уровень юмора. О чем шутят сегодня? О чем, скажем, шутили в СССР? То есть как это?

Семин: Любую юмористическую передачу сегодня включить достаточно... И в этом смысле, мне кажется...

Медведев: Юмористическая передача без слова "задница" сегодня не обходится. И думаешь, елки-палки, а как же обходился без этого слова Аркадий Райкин великий, вот как он? Как же он справлялся, бедняга?

Фролова: Главное, все смеются до сих пор.

Медведев: Да, до сих пор всем смешно.

Семин: У нашего поколения появился шанс на собственном опыте убедиться, сколь велика пропасть между Константином и Аркадием, между Бондарчуками, отцом и сыном. Мы смогли это увидеть в кинотеатрах, мы смогли это увидеть в эфире развлекательных передач, и мы сталкиваемся с этим повсеместно, постоянно. Если бы пришедшая на смену советской цивилизация представила какие-то высочайшие образцы культуры, достижения в области науки и образования, техники, в чем угодно еще, если бы было что-то по-настоящему то, что можно было бы противопоставить вот тому уходящему в прошлое прошлому, то, наверное, эта ностальгия имела бы гораздо меньше шансов возникнуть. Но поскольку, разрушив до основания, по-большевистски, на руинах ничего конкурентоспособного, как любят сегодня говорить, по сравнению с этим прошлым не создали...

Корнеевский: Идеологически конкурентоспособного.

Семин: Почему? Не только в идеологическом, но и в материальном смысле. Не возникло медицины сопоставимой, не возникло образования сопоставимого, правильно, а с точностью до наоборот ситуация развивается. Поэтому у любого сознательного человека, а к 30 годам люди хочешь-не хочешь, какими бы хулиганами и башибузуками в юности ни были, они начинают думать. И вот, когда человек начинает думать, он понемногу приходит к каким-то выводам. И раз люди приходят к одинаковым выводам, значит, наверное, есть для этих выводов какие-то основания.

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Медвежий угол. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация