Уроки истории Продажа Аляски

30 марта 2017, 07:53

Персоны

В этот день ровно 150 лет назад в 1867 году в Вашингтоне был подписан договор о продаже территории Аляски Российской империей Североамериканским Соединенным Штатам. Кроме полуострова Аляска, к США отходила береговая 10-мильная полоса вдоль берега Британской Колумбии - теперь это территория Канады, Алеутские и ряд других островов, всего - 1,5 миллиона квадратных километров. Общая сумма сделки составила 7 миллионов 200 тысяч долларов. Подробности - в рубрике Андрея Светенко на радио "Вести ФМ".    

Начало хозяйственного освоения Аляски началось еще в царствование Анны Иоанновны, в 1732 году; при Елизавете появились первые фактории. Расцвет русской Аляски пришелся, вопреки расхожему недоразумению, на царствование Екатерины II. Тогда усилиями частных компаний был налажен промысел ценной пушнины - морских котиков. В 1799 году возникла Русско-американская компания, получившая монопольные права на промысел пушного зверя. при этом Компания имела статус частно-государственного партнерства, государственное же управление русской Аляской было, что называется, неполноценным. В административном плане Аляска входила в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства; штаб Русско-американской компании располагался в Иркутске, это по определению снижало эффективность управления.

К середине ХIХ века лежбища котиков практически были истреблены, русская Америка перестала приносить доход в казну, частное предпринимательство не развивалось. Кроме того, как писал в 1853 году восточно-сибирский губернатор Муравьев-Амурский, "теперь с изобретением железных дорог должно убедиться, что Северо-американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить наши владения, учитывая опасность проникновения англичан на наши владения на Чукотке и Камчатке; дело можно поправить сохранением тесной связи с Северо-американскими Штатами". 

Политическое решение о продаже Аляски было принято в декабре 1866 года императором Александром II на совещании в Петербурге под нажимом так называемого железнодорожного лобби, представленного Великим князем Константином Романовичем и министром Рейтерном. Львиная доля средств, полученных от продажи Аляски - в золотых рублях это было 11 миллионов 362 тысячи рублей - была потрачена на приобретение техники и  оборудования для строительства Курско-Киевской, Рязанско-Козловской и Московско-Рязанской железных дорог. 

Что касается покупателя, то американская общественность прохладно отнеслась к приобретению Аляски. Эта сделка вошла в истории страны под названием "каприз Сюзи", по имени Уильяма Сьюарда, госсекретаря США. 

С годами продажа Аляски обросла домыслами и легендами. Во-первых, якобы Аляска была не продана, а сдана в аренду. Эту версию легче всего опровергнуть, достаточно взглянуть на текст документа. Во-вторых, есть версия, что корабль с деньгами, вырученными за продажу Аляску, потерпел крушение на пути из Америки в Россию. При этом упоминается судно над названием "Оркни", которое, однако, фигурирует в морских кадастрах и справочниках как находившееся на плаву на протяжении десятка лет после свой якобы катастрофы. 

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация