Актуально Совещание по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.
Владимир Путин провёл в Калининграде совещание по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. На нём говорили также о пограничных пунктах, портах и перелётах. Что вообще представляет собой транспортная инфраструктура Северо-Западного региона России и каковы потенциальные возможности этого региона для перевалки грузов, доставки грузов и с туристической точки зрения?
На связи со студией – старший научный сотрудник Института транспорта НИУ ВШЭ Павел Владимирович Зюзин.
Президент сказал, что в регионе находится пятая часть всех пограничных пропускных пунктов России. Означает ли это, что основной поток транспорта, который въезжает на территорию РФ, проходит именно через этот регион? Или всё-таки пунктов много, а поток не очень большой?
П. Зюзин: Не совсем так. Нюансы связаны с тем, что Калининградская область является островным регионом, не связанным с основной территорией страны. Поэтому здесь такое число пограничных пунктов связано не с тем, что регион занимает какое-то особое положение на карте международных транспортных коридоров через территорию РФ, а с тем, что для того, чтобы функционировала логистическая сеть региона, другие сферы экономики, области необходимо иметь связи с сопредельными государствами. Поэтому в регионе есть несколько погранично-пропускных пунктов с соседними государствами – Литвой и Польшей. Их количество соответствует нуждам муниципалитетов и региона в целом.
Я бы не сказал, что в Калининградской области начинаются или заканчиваются крупнейшие на территории РФ международные транспортные коридоры, сопоставимые с Транссибом или портами Петербурга. Просто это особенность Калининградской области. И эти особенности действительно очень важны для Калининграда, особенно в преддверии проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу, когда прогнозируется большой приток нерезидентов, туристов, болельщиков в регион из европейских стран, в том числе и на личном автотранспорте. В этот период значимость транспортной инфраструктуры региона действительно очень сильно возрастает. И тот уровень технического оснащения, и пропускная способность международных автомобильных пунктов пропуска, которые там сейчас есть, действительно недостаточны и требуют расширения.
Президент отметил, что федеральные дороги в области находятся в хорошем состоянии, даже в лучшем, чем такие же дороги на "материке". А вот региональные дороги находятся в очень плохом состоянии. Это с чем связано?
П. Зюзин: Не думаю, что это какая-то особенность Калининградской области. В большинстве субъектов РФ существуют такие же проблемы. В наличии одна, две, три крупные федеральные трассы, связывающие центр региона с центрами других субъектов федерации. И какая-то местная, межрайонная дорожная сеть, которая финансируется из бюджета субъекта федерации и находится в худшем техническом состоянии. Калининградская область в этом смысле не исключение. За местную дорожную сеть отвечает регион, и, видимо, у него недостаёт средств, чтобы поддерживать её в надлежащем состоянии.
Следующий вопрос, который обсуждал президент на совещании, – это строительство грузопассажирского терминала "Пионерский" на Балтике. Он вообще обсуждал тему российских портов, в том числе сказал, что нужно больше загружать российские порты, а не зарубежные. Почему речь идёт о загрузке калининградских портов российскими грузами, когда зачастую это продолжает всё-таки делаться через страны Балтии?
П. Зюзин: Грузопассажирский терминал в г. Пионерский планировался к развитию уже в течение длительного времени. И не только как грузовой, но и как пассажирский. Калининградская область не только испытывает потребность в грузовом сообщении с остальной территорией России, но и не имеет крупного пассажирского терминала для этих целей. Поэтому большинство грузов в область сегодня завозятся транзитом через страны Евросоюза.
Что касается пассажирского сегмента порта Пионерский, город Калининград наряду с Санкт-Петербургом можно рассматривать как один из потенциальных центров зарубежного туризма в Северо-Западном регионе. Проблема в том, что в городе нет современного круизного терминала, который мог бы принимать круизные суда. Если в Петербурге он был недавно построен на Васильевском острове, то Калининградская область подобным терминалом не обладает. И есть идея создать в г. Пионерский круизный пассажирский терминал, который мог бы обслуживать туристов, прибывающих морем. В этом плане, безусловно, город Пионерский можно было бы развивать.
Но терминал даже ещё не начали строить. По документации на его строительство отводится 21 месяц.
П. Зюзин: Проект этого порта и идея данного пассажирского терминала были разработаны ещё несколько лет назад. Думаю, что данный проект будет в итоге реализован. Он очень нужен для области.
Но почему он до сих пор не реализован?
П. Зюзин: Там есть некоторые особенности, которые тормозят реализацию данного проекта. Дело в том, что порт города Пионерский – это рыбный порт, в котором раньше базировалась флотилия океанического рыболовного флота. После того, как советское время закончилось, данная флотилия тоже прекратила своё существование. Насколько мне известно, в порту образовалось очень много собственников. И вопрос согласования интересов между ними, консолидации их активов в единую корпорацию затруднён. Власти очень долго не могли решить данную проблему. Соответственно, это тормозило реализацию проекта (сноса имеющихся объектов и высвобождения площадки под новое строительство). То есть, здесь есть некоторые нюансы, связанные с нынешними собственниками данного терминала.
Калининградская область, к сожалению, при подключении её к любому маршруту морского транспорта будет являться тупиковой территорией, потому что любой ввозимый груз морским транспортом, переваливаемый в Калининградской области с моря на сушу, в России выгоден быть не может напрямую. Поэтому разговор идёт больше о региональных проектах.
Возведение новых российских портов и замещение тех советских экспортных портовых мощностей, которые остались в странах Прибалтики, ведутся семимильными шагами, но все эти проекты реализуются исключительно в Ленинградской области. Данный регион обладает глубоководными подходами для того, чтобы строить такие порты. И такие порты требуют создания разнопрофильных терминалов под экспорт различных типов грузов. Нельзя сказать, что можно построить один-единственный порт и экспортировать через него все виды грузов, которые можно экспортировать из РФ. Сыпучие, угольные, наливные, контейнерные и т.п.
В каком состоянии находится паромное сообщение между Калининградом и Санкт-Петербургом? Дорого? Долго?
П. Зюзин: Насколько мне известно, паромное сообщение действует. И вопрос о транзитном сообщении через Литву тоже сейчас остро не стоит. А то, что Россия пошла на организацию паромного сообщения между Калининградской областью и остальной части страны, это логичный шаг, потому что Литва после появления альтернативного транспортного маршрута сняла свои претензии. И в дальнейшем с этим, думаю, проблем уже не будет.
Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.