От трёх до пяти Польский кинематограф рождался в послевоенных руинах
Персоны
О польском кино и современной политике Польши Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский беседуют в эфире "Вестей ФМ" с историком Романом Жигуном.
ЖИГУН: Польский кинематограф – это очень хорошая иллюстрация к политической истории Польши, но не только. В любой стране кино является неким иллюстративным материалом к тому, как развивалось государство, развивалась его политика. Сергей Эйзенштейн в 20-е и в 30-е - совершенно две разных страны и два разных Сергея Эйзенштейна, или то, как подкалывал некоторые советские реалии Эльдар Рязанов в своих замечательных комедиях. Польское кино тем уникально, что помимо вот этой иллюстративности очень часто выход того или иного фильма являлся сам по себе политическим событием. Меня как исследователя больше всего интересует три периода в развитии польского кино, три таких неравных отрезка: 1946 - 1948, 1956 - первая половина 60-х, а также 1976 - 1981. Это были периоды, когда Польша отчасти стояла на перепутье и когда в силу определенной повестки дня существовал определенный плюрализм, конечно, ограниченный, но плюрализм в общественной и политической жизни. 1946 - 1948 год – это тот период, когда Вторая мировая война уже закончилась, но тоталитарная система сталинского толка окончательно оформлена еще не была. Это случилось только в конце 1948 года. И в этот очень краткий промежуток времени польское кино впервые дало о себе знать как нечто независимое и безумно интересное. Тогда Польша лежала совершенно в руинах. Польша потеряла пятую часть своего населения, это, кстати, наивысшие демографические потери в относительном исчислении. Относительно довоенного населения. Именно на территории Польши были самые страшные нацистские лагеря концентрационные и лагеря смерти. Все это повлияло на искусство тех лет. Но тот факт, что не было такого колпака идеологического в эти первые три послевоенных года, позволил появиться трем уникальным кинокартинам.
Почему мы говорим только о трех? Потому что на самом деле в этот период количество фильмов можно пересчитать буквально по пальцам. Польша лежит в руинах. Первый фильм и сразу абсолютно уникальный – это фильм "Запрещенные песенки" режиссера Леонарда Бучковского. Главными положительными героями этого фильма были бойцы Армии Крайовой, и в этом фильме совершенно открыто и в восхищенных тонах говорилось о Варшавском восстании. Об этом ключевом событии польской истории мы еще поговорим более подробно. В чем уникальность фильма? Дело в том, что уже вскоре такой фильм уже не мог выйти на экраны, поскольку Армия Крайова объявляется армией ренегатов, предателей, прислужников буржуазии, а о Варшавском восстании не было принято говорить на протяжении всех последующих десяти лет, вплоть до начала польской оттепели.
Итак, выходит фильм, где главные положительные герои – бойцы Армии Крайовой. Уже в самом первом послевоенном польском фильме открыто говорится о холокосте, и очень открыто говорится о коллаборационизме, о том, как сами польские граждане помогали уничтожать евреев на территории Польши. Опять же такая кинокартина могла появиться только в это послевоенное безвременье, когда существовало коалиционное правительство, когда в этом правительстве были очень сильны позиции западников, например, Станислав Миколайчик, который был на тот момент вторым лицом в государстве и представлял прозападные силы, вплоть до своего бегства в феврале 1947 года.
И еще одна характерная особенность: в этом фильме, как и в других фильмах второй половины 40-х годов, главными злодеями были не столько немецкие оккупанты, сколько этнические немцы, жившие на территории Польши. Зачем это было нужно? Дело в том, что в первые послевоенные годы началась кампания репрессий против этнических немцев, и очень быстро абсолютное большинство из них были изгнанны с территории Польши, у них было отобрано имущество, некоторые были убиты. Но при этом существовала тема холокоста.
Полностью слушайте в аудиоверсии.