Картинка

Домашняя академия Как избежать лифтопада

5 сентября 2017, 13:10

Персоны

Ведущие программы – Наталья Стребнева и Александр Хабургаев.

Тема: "Вступили в силу новые правила эксплуатации лифтов. Что меняется для жителей? Что делать, если состояние лифта в подъезде внушает вам опасения? Как добиться, чтобы лифт поменяли или отремонтировали?"

Гости в студии – член президиума Общественного совета Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, руководитель Комиссии лифтингового хозяйства Сергей Александрович Чернышов и вице-президент Национального лифтового союза по сервису Алексей Сергеевич Захаров.

Зимой 2016 года в Москве в элитном жилом комплексе из-за аварии лифта погибла женщина. Она упала вниз с высоты 7 этажа, потому что кабина развалилась во время движения. В том же году лифт рухнул на строительной площадке, погибли пятеро. 2017 год… В Сочи из-за поломки механизма кабина застряла между этажами. Из неё вытаскивали двух маленьких детей. В Нижнем Новгороде лифт упал с 20 на 18 этаж. К счастью, сработал аварийный механизм, и люди остались живы.

В России из 440 тысяч лифтов 130 тысяч выработали свой ресурс. С каждым годом всё больше подъёмных механизмов требуют замены. Но что делать тем, кому это пока недоступно?

Эти случаи означают, что парк лифтов в России уже пришёл в техническую негодность?

А. Захаров: Парк лифтов в России пришёл к негодности уже давно. Это у нас ещё наследство Советского Союза. Такой объём накопился. Поэтому сегодня перед нами стоит серьёзная масштабная задача к 2020 году, а это требование Технического регламента Таможенного союза, по максимуму привести лифтовое хозяйство в соответствие с современными требованиями безопасности.

На Калининском тогда проспекте в Москве, а теперь на Новом Арбате, когда построили там высотные дома, это был 1967 год, мы мальчишками даже катались на скоростных лифтах известной финской фирмы наперегонки. Я там недавно побывал, и в этих домах всё ещё стоят те лифты. То есть, прошло уже почти 50 лет, а ведь какой-то технический ресурс у лифтов существует? Сколько десятилетий эксплуатации могут выдержать лифты?

С. Чернышов: В соответствии с требованиями регламента в России срок службы лифта определён в 25 лет. И сегодня мы фактически видим, что те машины в жилом фонде, которые этот срок выработали, действительно требуют замены.

А. Захаров: Вы рассуждаете с точки зрения пользователя, что лифты те же самые. К сожалению, точно так же себе все жители всё это представляют, когда описывают ситуацию. Они говорят, что их лифты никто не ремонтировал. На вопрос, почему они так думают, отвечают, что не видели никогда ни одного ремонтника. А лифт, как правило, ремонтируется в машинном помещении либо в шахте, и крайне редко люди находятся на площадках, где их можно увидеть. На Новом Арбате, вероятнее всего на 100 процентов, лифты уже заменены просто на идентичные модели той же фирмы.

Срок службы лифта определён. Он составляет 25 лет. Правда, этот норматив из начала 90-х годов, когда он был установлен. Сейчас осталось заменить около 130 тысяч лифтов, которые выработали свой срок. Естественно, большое количество лифтов было установлено не так давно. Есть, конечно, раритетные лифты. Пример – это уникальный лифт под названием "патерностер" в Минсельхозе. Он действительно много лет используется и стал уникальным. Если говорить честно, то подобных лифтов было два. Сейчас остался один.

А второй где был, в Минсельхозе?

А. Захаров: Да.

Просто один из них я знал очень хорошо, потому что часто бывал в Минсельхозе. Кстати, он лет пять стоял на приколе и не работал после одного несчастного случая. У какой-то женщины после корпоратива туда нога попала, и ей оторвало часть стопы лифтом.

А. Захаров: То был уникальный случай. Но мы-то собрались сегодня поговорить об общей безопасности для всей России.

Что за изменения будут в правилах эксплуатации и сервиса лифтов?

А. Захаров: Принципиальный вопрос. У нас не изменения произошли, у нас восстановился опять надзор за лифтами, тот, который был утрачен несколько лет назад в ходе реформ технического регулирования.

Вы просто пугаете. Что значит, что надзор за лифтами вообще был утерян?

А. Захаров: Национальный лифтовый союз уже много лет ведёт статистику всех случаев, которые происходили на лифтах. После того, как мы стали систематизировать все сообщения с сайтов правоохранительных органов о возбуждении уголовных или административных дел, которые как бы не попадали под расследование надзорных органов, и суммировать все случаи, цифры действительно получились пугающими. И тут ещё недавно случился резонансный случай, который и дал толчок.

Много лет мы вели работу, чтобы восстановить надзор, ввести правила, которые в 2013 году были отменены вследствие реформы технического регулирования. В 2017 году случился долгожданный момент, когда в стране появился, во-первых, орган государственного контроля и надзора (Ростехнадзор) и, во-вторых, появился документ, который практически нового ничего не вводит, но восстанавливает старые требования, несколько актуализированные под современный этап развития техники.

А кто теперь будет надзор за лифтами осуществлять? И как будет происходить контроль за ними?

С. Чернышов: Для обывателей хотел бы ещё сказать, что несколько лет назад, в 2013 году, решили ослабить государственный контроль в данной сфере. И вот результат, а мы с вами живём в России, оказался катастрофическим. У нас огромное количество смертей на лифтах произошло за эти несколько лет. Поэтому сейчас правительство приняло правильное решение: вернуть систему государственного контроля в эту сферу безопасности. Люди, пользующиеся лифтами, видят фактически только кабину. А система, что находится внутри лифта и в каком она состоянии, должна находиться под государственным надзором, чтобы все знали меру своей ответственности, а эта система обеспечивала бы безопасность.

Но ведь в каждом лифте предусмотрено, наверное, как минимум несколько механизмов, которые исключают его падение в шахту?

А. Захаров: Лифт действительно сконструирован таким образом, что там находится огромное количество устройств безопасности и блокировок. Почему? Потому что пользователь лифта – это абсолютно неподготовленный человек. И нужно исключить любую возможность, чтобы пассажиры получили либо травму, либо, не дай бог, ещё что-то. Поэтому все механизмы так спроектированы и изготовлены, но остаётся вопрос: их надо обслуживать.

А за чей счёт обслуживание лифтов проводится? За счёт жильцов дома, управляющей компании или, может быть, бюджет помогает?

А. Захаров: Вы – собственник помещения, у вас в доме установлены лифты так же, как вентиляция, водопровод и отопление.

В "жировках", помнится, была строка за обслуживание лифтов.

А. Захаров: Ничего не изменилось.

Мало того, даже жители первого этажа теперь платят за лифт.

А. Захаров: Единственное, что могу отметить, исключив небольшую спекуляцию, как это обычно бывает, когда вводится новый документ. А то слышны реплики, что вот вводятся новые требования, а это ужесточит контроль, увеличит расходы. На это я всегда отвечаю УК, что им не надо забывать, что ничего нового не вводится, всё осталось по-старому, просто эта сфера сейчас будет контролироваться. И если какие-то требования не выполнялись или не выполнялись в должном объёме, или допускались непрофессионалы к обслуживанию лифтов, сейчас просто за этим будет контроль. И сейчас где-то схитрить и сэкономить будет намного сложнее.

Кто этот квалифицированный надзор и контроль будет осуществлять?

С. Чернышов: Сейчас возвращается государственный надзорный контроль. И одно из нововведений правил, введённых постановлением правительства, заключается в следующем, что с 30 августа в управляющей компании в обязательном порядке должен быть ответственный за безопасную эксплуатацию лифтов соответствующим образом прошедший обучение и сдавший экзамены. До этого такого не было, и управляющая компания фактически не могла контролировать и не понимала, что эти лифтёры там делают.

Так вот, государство, начиная с 30 августа, будет жёстко проверять исполнение УК всех этих требований. То есть, инспектор Ростехнадзора будет периодически появляться во всех УК и проверять наличие в них ответственного специалиста, наличие договора со специализированной лифтовой организацией, наличие в этой организации аттестованных, сдавших экзамен специалистов-электромехаников.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

Домашняя академия. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация