Картинка

Пятидневка Фонограф Эдисона и звуки навсегда

21 ноября 2017, 12:10

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

140 лет назад, 21 ноября, Т. Эдисон объявил о создании фонографа, этого первого звукозаписывающего устройства. Как это произошло? Что происходит в звукозаписи в настоящем и что нас ждёт в ней в будущем?

В студии – эксперт в области звукозаписывающих устройств Дмитрий Лукин.

Что нас ждёт в настоящем и в будущем касательно звукозаписывающей аппаратуры?

Дм. Лукин: В настоящем, я не сомневаюсь, идёт возврат к винилу, к пластинкам, но создаваемым по совсем другим технологиям, не таким, как в 50-е и 60-е годы. Также активно развивается формат MP3, который хорошо всем известен. Носители всё уменьшаются и уменьшаются. Думаю, что скоро мы всю свою фонотеку будем носить в телефоне и воспроизводить её с помощью беспроводной связи.

Практически и патефоны, и магнитофоны, и другие записывающие устройства  будут человечеству просто не нужны?

Дм. Лукин: Да.

Советская наука тоже внесла определённый вклад в развитие звукозаписывающей техники. Был такой изобретатель Шорин, который придумал записывать звук на киноплёнке, а также был ещё такой Скворцов, который придумал, как записывать звук на бумаге. А возможно ли такое, что тело человека тоже в будущем станет определённым носителем информации для записи музыки и текстов?

Дм. Лукин:  В принципе, всё реально, потому что сейчас вживляют мини-чипы, по которым можно узнать всю информацию о человеке. А если это будет какой-то микроскопический чип, почему бы и нет. То есть, всё своё человек будет носить с собой.

В детстве мы всё время, когда ходили мимо заборов из штакетника, брали в руки палку и проводили ею по штакетнику, издавая всякий раз разные звуки. А есть какие-то аудиовизуальные или аудиоархитектурные эффекты, которые позволяют нам услышать не только музыку архитектуры, но и настоящий звук?

Дм. Лукин: В мире есть куча всяких альтернативных музыкальных направлений, где всё возможно. И они извлекают мелодичные красивые звуки из кучи разнообразных предметов. Вспомните хотя бы Ильфа и Петрова. Там оркестр играл на кружках Эсмарха, и у него это получалось.

На нашем коротком веку многое поменялось: были пластинки, были магнитофонные бобины, потом магнитофонные кассеты, затем CD-диски, далее DVD-диски, а сейчас MP3. Мы могли себе вообразить, что так произойдёт?

Дм. Лукин: В принципе, нет. Но самое интересное, что всё вращается по кругу, и мы опять возвращаемся к винилу, то есть к старой доброй грампластинке. Правда, она будет совсем другого качества, более ёмкой и т.п. Но все равно получилось так, что "живой" звук и шипение, которые нас когда-то так раздражали, теперь, наоборот, становятся магией. Оказывается, аналоговый звук лучше, чем цифра, передаёт музыкальное настроение, оттенки и нюансы. Очевидно, что следующим этапом будет какой-то гибрид цифры с аналогом.

Если говорить о записывающей технике, о цифре, в последнее время мы постоянно терроризируем "бедных" поп-исполнителей, которые не могут и двух слов сказать по-русски, не говоря уже о пении, но в то же время цифровая техника позволяет из любого человека сделать оперного певца. Мне кажется, это не честно?

Дм. Лукин: Правильно. Не зря же все наши ведущие артисты эстрады объединились, чтобы было запрещено пение "под фанеру", чтобы всё было вживую. Действительно, так гораздо честнее. Другое дело, что человек выдыхается и устаёт за весь концерт.

В звуке есть удивительная магия. Известно, что звуком можно и лечить, а можно и калечить.

Дм. Лукин: Самое смешное, что британские учёные одним коровам ставили классическую музыку, а другие жили как обычно. И самое интересное, что у тех коров, которые слушали классику, молоко было более жирное и вкусное.

Мы сегодня живём в огромном информационном и музыкальном потоке. В машине вы слушаете одну музыку, выходишь на улицу – слышишь другую музыку. Возможно ли поставить в человеческие уши фильтры для того, чтобы одну музыку принимать, а другую, как говорится, забивать, как в своё время забивали "Голос Америки"?

Дм. Лукин: У нас уже есть такие аппараты, которые называются смартфоном (телефоном) и автомобильная магнитола, где вы просто с помощью разнообразных опций выбираете именно то, что вам интересно. То есть, вы ставите фильтр, чтобы не попадала вам такая-то музыка, такие-то новости или ещё что-то. Поэтому в будущем это будет только развиваться, я думаю.

Т. Эдисон, кроме того, что был великим изобретателем (он изобрёл ещё и лампу накаливания, и плёнку с перфорацией, и пр.), был ещё великим спиритом. В своё время он пытался записать голоса умерших и разработал  аппарат под названием некрофон. А вот вы, занимаясь звукозаписывающей аппаратурой, когда-нибудь встречали что-то необычное во время записи или во время воспроизведения?

Дм. Лукин: Я слышал о таких вещах, когда и в звукозаписывающей аппаратуре появлялись посторонние шумы, и на аналоговых фотоплёнках появлялись какие-то изображения, "шумовые", как их опять называют, но я лично я с этим не сталкивался.

Просто я вспоминаю Кольскую сверхглубокую скважину, когда буровики прошли 11 км, они решили туда опустить микрофон. Конечно, не известно, правда это или нет, до сих пор нет никаких подтверждений, но якобы там, на глубине 11 км, они услышали какие-то ужасные звуки, которые раздавались как из преисподней. Но мне кажется, что это всё враньё.

Дм. Лукин: Нет, почему враньё? Там же было продолжение. Эту плёнку отдали на исследование, и так и не смогли из записанных звуков вычленить что-то членораздельное. То есть, даже при цифровой обработке при большом усилении этот шум оставался шумом. То есть, там нельзя было ничего идентифицировать. Но шум был. Это факт известный. Кстати, в Интернете можно найти эту запись, она там присутствует.

Понятно, что звук – это носитель информации, но часто звук нас очень сильно раздражает. С чем это связано? И можно с этим как-то бороться? Или всё-таки причины этого кроются в возрасте?

Дм. Лукин: Нет. Человека один певец раздражает, а другой, наоборот, даже не важно, что он исполняет, нравится. Есть такое понятие, как коэффициент гармоник. И если ваш организм воспринимает вот гармоническую гамму этого певца, он вам будет нравиться. А другому человеку именно эти гармонические данные совершенно  не нравятся. Но есть определённые гармоники, которые не нравятся всем. Например, скрежет железа по стеклу.

Что вы в последнее время слушали или записывали? Что вам нравится?

Дм. Лукин: Мне нравятся вещи из "тяжелого" рока 70-х. Я его люблю, с ним я ностальгирую. Последнее, что я послушал, это был, я думал, что такой певец Йэн Гиллан из "Дип пёрпл" уже всё, а он тут выдал новый диск, совершенно прекрасный.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация