Былое и нравы Традиции Масленицы
Персоны
Как отмечали религиозные праздники в СССР? Об этом исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с академиком Российской академии художеств, заслуженным работником культуры РФ Сергеем Заграевским в программе "Былое и нравы" на радио "Вести ФМ".
СВЕТЕНКО: Здравствуйте. В эти дни в 1918 году, сто лет назад, не было этих дней первой половины февраля, в которых мы сейчас живем. Произошла реформа календаря, которая повлекла за собой двоемыслие, а, может быть, даже и троемыслие в оценке того времени, в котором мы живем. Вот уникальная ситуация, ни один народ, по-моему, в такой ситуации не пребывает. Обсудим вот этот феномен, его последствия, его, так сказать, круги по воде, отражавшиеся в культуре, в умонастроениях, с заслуженным работником культуры Сергеем Заграевским. Сергей Вольфганович, приветствую вас.
ЗАГРАЕВСКИЙ: Приветствую вас.
СВЕТЕНКО:Вот с вашего разрешения я напомню близко к тексту декрет советской власти, подписанный Лениным. Ну, он очень кратенький, и там был всего один аргумент приведен: для опять-таки приведения в соответствие с календарем, который имеет место у почти всех цивилизованных народов.
ЗАГРАЕВСКИЙ: Очень интересная формулировка, причем действительно характерная для того времени. Большевики, видимо, прежде всего, конечно, из конъюнктурных соображений, очень усиленно считали, что Россия не цивилизована, и ее надо ввести в круг цивилизованных народов. При том, что Россия при царе-батюшке была членом Антанты, была, в общем, в кругу ведущих европейских держав и была не первое столетие. Но тем не менее большевики опирались на, может быть, какие-то еще петровские ассоциации, с Петром Великим, который тоже считал, что надо как-то Россию куда-то вводить, и тоже, кстати, провел календарную реформу 1700 года.
СВЕТЕНКО: Ну да, тут интересно то, что календарь-то он изменил, это тоже веха, это действительно тоже ударило по умам, потому что от Ветхого завета, от сотворения мира почему бы нет, это все, так сказать, традиция многовековая, и вдруг, значит, какой-то там 1700 год от Рождества Христова. Опять-таки с течением времени все к этому привыкли, и сейчас странно прибавлять 5508. Но почему же он, изменив летоисчисление, не изменил отсчет дат, то бишь сам календарь, который был введен в то время, уже больше чем сто лет существовал, Григорианский. И разница между Юлианским старым составляла 10 дней.
ЗАГРАЕВСКИЙ: Да, она составляла 10 дней, день прибавляется каждый век. И, кстати говоря, в следующем веке уже будет 14 дней разница, и старый Новый год будут…
СВЕТЕНКО: Ну, не следующий, а по набеганию: 11 – в 18-м, 12 – в 19, 13 – в 20-м. И вот тут очень сложная математика: в 21-м – тоже получается 13.
ЗАГРАЕВСКИЙ: Тоже 13. А вот в 22-м, в следующем веке, будет уже 14.
СВЕТЕНКО: Ну, хорошо, что это не наши проблемы, но, в общем-то, я предвижу, что это будет большой, так сказать, тоже удар, потому что сложилось опять-таки веками, что прибавлять надо 13 дней. В этом смысле астрономического исчисления времени отстает Юлианский календарь, в нем нет механизма учета вот этих 4 минут 56 секунд, которые действительно набегают каждый год. И поэтому заметили-то это еще в средние века в Западной Европе. Мы подбираемся, Сергей Вольфганович, к объяснению, которое вы не озвучили. А мне-то кажется, что это очень все близко связано и проникнуто религиозными соображениями. Вот, кстати говоря, почти все цивилизованные народы – это кто? Я поинтересовался. Оказывается, все европейские, Китай, Корея. В общем-то, в мире к 1918 году уже был адаптирован Григорианский календарь - везде, кроме Греции...
Слушайте в аудиофайле!