Пятидневка Личность Николая Гумилева. Творчество. Роль в истории литературы
Культ Гумилева. Личность Гумилева. Творчество. Роль в истории литературы. Мифы.
Почему этот поэт до сих пор интересен? Почему он стал знаковой фигурой в отечественной поэзии? За что пострадал Гумилев, что было в его творчестве такого, что настораживало советскую власть? С чем были связаны поездки Гумилева в Африку? Нужна ли современному человеку поэзия? Правда ли, что Егор Лигачев собирал стихи Гумилева?
Гости в студии – Роман Давидович Тименчик, автор книги "История культа Гумилева", историк литературы, литературовед, профессор Иерусалимского университета; Олег Андершанович Лекманов, доктор филологических наук, профессор факультета филологии Высшей школы экономики, профессор РГГУ; Николай Алексеевич Богомолов, литературовед, доктор филологических наук, заведующий кафедрой литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ
Культу Николая Гумилёва посвящено с десяток работ. Недавно в свет вышла книга Романа Тименчика "История культа Гумилева". В книге рассматривается шестидесятипятилетняя (с 1921 по 1986 год) история памяти о казненном поэте. Борьба намеков с умолчанием, несанкционированного цитирования – с запретом, самиздата – с подцензурной печатью составляет скрытую драматургию литературного процесса в словесности советского периода.
Олег Андершанович Лекманов считает, что несмотря на то, что литература сейчас потеснена Интернетом, телевидением, всегда найдутся люди, кому интереснее читать, чем смотреть в экран. "Среди них будут выделяться те, кому интересна поэзия Гумилева. Гумилев как раз подкупает своей внятностью, у него не сложная поэзия, в него нужно просто вчитаться. Он был акмеистом, это движение пропагандировало ясность".
Первое издание в советское время – тоже знаковая история? "Впервые Гумилева издали не в журнале "Огонек", я об этом тоже пишу в своей книге, а в газете "Литературная Россия", – рассказывает Роман Давидович Тименчик. – Тираж был небольшой и сама газета была не такой эффектной, как журнал "Огонек". Значимость этого события была распознана не сразу. Вообще, тогда, в апреле 1986 года, жили под лозунгом "Поживем – увидим".
Гумилев был расстрелян. Уже потом литераторы, цензоры, редакторы стали искать в его творчестве как бы "подтверждения" этому. Натянутость обвинения была очевидна на протяжении всех 45 лет, прошедших между казнью поэта и изданием его стихов в журнале "Огонек". Да, столкновение с пролетарскими поэтами началось в последние годы жизни Гумилева, выискивались в его стихах нотки монархизма, хотя они относились к стихам на античную тему.
Если говорить о романе Анны Горенко и Гумилева, то это были два человека, которые все время боролись за первенство. У Ахматовой это продолжалось до конца ее дней. Гумилев был для нее первым примером живого настоящего поэта. Это было в тот период, когда он за ней ухаживал, а она отвечала ему отказом. Потом, по ее мнению, все идеи акмеизма, все идеи несимволистской поэтики, простоты в поэзии Гумилева шли от его наблюдений над ее ранними поэтическими опытами и над поэзией Мандельштама. Это не очень убедительно для историка литературы, но очень важно для понимания самоощущения Ахматовой".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"