Актуально Кишинёв и Тирасполь договорились о транспортном сообщении
• Москва приветствовала подписание Кишинёвом и Тирасполем транспортного соглашения. Об этом заявили в российском МИДе. Как вообще развиваются отношения между Молдавией и Приднестровьем?
Спросим у старшего научного сотрудника Института экономики РАН, доцент МГУ Андрея Владимировича Девяткова.
Этот позитивный шаг означает, что стороны, наконец, поняли, что надо как-то договариваться и надо, если уж не дружить, то поддерживать нормальные отношения? Или это эпизод, который особо общей картины не меняет?
В. Девятков: Примерно с 2016 года международные посредники (Россия, Европейский союз, США, ОБСЕ) активно подталкивают Тирасполь и Кишинёв к двустороннему диалогу по различным вопросам. И так как политический диалог сегодня между ними вряд ли возможен, то посредники предлагают сторонам начать с небольших проблем, с таких технических вопросов, как, например, решение автотранспортной проблемы.
С начала 2017 года действует пакетное предложение со стороны Молдовы по обсуждению восьми проблемных пунктов. В частности, о признании приднестровских дипломов, по автотранспорту, о взаимном прекращении уголовных дел и пр. Международные посредники считают, что именно решение таких небольших, но чувствительных вопросов поможет в будущем начаться и политическому диалогу.
Что решили уже из этого пакета?
В. Девятков: В прошлом году в принципе был решён вопрос с апостилированием приднестровских дипломов. Теперь они легализованы, признаются за рубежом. Также решён вопрос с функционированием молдавских школ. На территории Приднестровья есть несколько школ с молдавскими программами обучения. Начинает решаться вопрос с телекоммуникациями, чтобы можно было звонить с одного берега на другой. На самом деле половина вопросов из пакета уже снята с повестки.
И вот это автотранспортное соглашение было очень чувствительным с точки зрения суверенитета обеих сторон. Поскольку и Тирасполь, и Кишинёв претендуют на суверенитет, естественно, для них было важно, кто будет контролировать выдачу автотранспортных номеров, как будут функционировать пункты выдачи: на паритетной основе или это всё будет под юрисдикцией Кишинёва. В итоге соглашение стало результатом политического компромисса, когда обе стороны в принципе сохранили своё лицо.
То есть, в данном случае можно говорить о том, что будут выдаваться некие нейтральные номерные знаки для автотранспорта, которые признаются во всём мире? И люди с этими знаками могут совершенно спокойно выезжать из Приднестровья в любую сторону?
В. Девятков: Да. Сейчас вопрос решён именно для граждан. Что касается экономических агентов, которые осуществляют грузоперевозки (Приднестровье активно торгует с Украиной и странами Европейского союза), то этот вопрос пока не решён. Он как бы находится в стадии обсуждения, но, по сути, соглашение, которое достигнуто, открывает путь и к решению проблемы экономических агентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Сейчас можно говорить о том, что граждане получат с 1 сентября 2018 года в случае полноценной реализации данного соглашения полный доступ к международному автотранспортному движению. Причём они не должны будут получать молдавское гражданство.
Получается, что на территории Молдовы и Приднестровья создаётся некая общая система?
В. Девятков: Если изначально Молдова требовала для себя максимума: чтобы физлица получали молдавское гражданство, чтобы ехали в Кишинёв и там регистрировали свои автомобили, чтобы платили полностью таможенные пошлины, чтобы оформляли техпаспорта полностью по молдавским лекалам, то сейчас достигнут определённый политический компромисс. Регистрация будет проходить на территории Приднестровья не под эгидой молдавских органов, а в совместном пункте выдачи, где будут на паритетной основе представлены чиновники и Тирасполя, и Кишинёва. И главное – что не будет на нейтральных номерах флагов ни Молдовы, ни Приднестровья. Но будет стикер MD (Молдова) на заднем стекле автомобиля в соответствии с Международной конвенцией 1968 года.
Вообще, Молдова давно уже контролирует приднестровский экспорт, который идёт под молдавской юрисдикцией. В сфере автотранспорта Приднестровью тоже пришлось пойти на политический компромисс, потому что с одной стороны у Приднестровья – Молдова, а с другой – Украина. У Приднестровья нет других путей выхода из этой ситуации, кроме как заключать политические компромиссы. Понятно, что этот компромисс очень выгоден Приднестровью, и он не означает для него утраты политического суверенитета.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.