Формула смысла "Потемкинская деревня" – западная задумка
Персоны
Информационная война и борьба за сознание. Гость – философ, член Зиновьевского клуба, член Российского союза писателей Тимофей Сергейцев.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Мы с тобой предварительно договаривались о том, что поговорим сегодня об информационной войне. А в советское время это обсуждалось в термине "пропаганда". Была наша пропаганда, была контрпропаганда, была зловредная пропаганда буржуазии, капиталистов, империалистов и так далее. Вот все вокруг этого термина. Потом почему-то этот термин как-то сдвинулся, хотя его время от времени достают, но в основном на Западе называют нас пропагандой. Вот ты ко мне пришел на радио – считай, что ты уже в пропаганде с точки зрения западного человека. Но как-то хотелось бы начать с этим разбираться, потому что, мне кажется, что все это гораздо сложнее, чем эти слова, с одной стороны. Хотелось бы докопаться до сути.
СЕРГЕЙЦЕВ: Ты предлагаешь понятие анализировать или какую-нибудь ситуацию все-таки мы разберем?
КУЛИКОВ: Давай все-таки ситуацию, потому что и так проще будет, и слушателям будет понятней. Конечно, мы можем говорить, что и в XVIII веке, и в XVII веке все это присутствовало. Вот, например, пишут сейчас британцы, что у нас чемпионат мира – это как "потемкинские деревни". А вот "потемкинская деревня" – это сугубо европейская конструкция, которая нужна была для того, чтобы показать, что Россия не может освоить Новороссию и выйти к Черному морю, жизнь там как-то наладить, а может только картонные дома по пути следования императрицы ставить, инсталляции такие. Это написали те же самые западные дипломаты. Все это было абсолютным фейком, но уже 300 лет фейк "потемкинские деревни" по отношению к любой деятельности на нашей территории, которую мы организуем, функционирует успешно. Это было давно. Но я-то считаю, что в XX веке произошел некоторый радикальный сдвиг, перелом во всем этом деле.
СЕРГЕЙЦЕВ: Давайте про деревни сначала. Если бы такое было, то это было бы очень любопытно, потому что сегодня это называется искусством – то, что они описывают. Это ровно современное искусство, инсталляции того, что, может быть, пока и не существует, но обязательно будет существовать. Но если мы еще вспомним, где это все было, как назывались эти деревни – Одесса, "потемкинская деревня" и другие. Действительно, если миллионами раз нечто повторять, то может показаться, что так оно и есть. Это известная вещь. Но любая догма так устроена, она опирается на саму себя.
Полностью слушайте в аудиоверсии.