Картинка

Актуально Мост в будущее: Сахалин станет ближе и доступнее

25 июля 2018, 12:12

Как стало известно накануне, во время встречи президента России Владимира Путина с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко президент дал поручение проработать вопрос о строительстве моста между островом Сахалин и материковой частью страны. Буквально несколько недель прошло с того момента, как вся страна радовалась открытию Крымского моста, и вот новый амбициозный проект, который должен просто перевернуть жизнь региона, должен поспособствовать взрывному экономическому росту региона.

О технической составляющей моста на Сахалин побеседуем с директором филиала НИИ транспортного строительства НИЦ "Мосты" кандидатом технических наук доцентом МАДИ Юрием Владимировичем Новаком.

Известно, что вопрос строительства моста на Сахалин прорабатывался достаточно давно. Сейчас уже есть какие-то намётки? С чем могут столкнуться строители?

Ю. Новак: "Мост планетарного масштаба" занимал умы и сердца не только учёных, но и всех людей нашей страны длительное время. Первые разработки относятся к 30-м –40-м годам. Тогда думали построить либо мост, либо тоннель. Но всё-таки в последнее время чаша весов склоняется в пользу моста или мостового перехода.

Но почему всё-таки мост, а не тоннель? Это ведь очень сейсмоопасная зона?

Ю. Новак: Мост является более экономически эффективным сооружением. Он просто значительно дешевле. И сегодня по требованиям техники безопасности тоннель должен иметь ещё обязательно плюс маленький сервисный тоннель, который способен обеспечить эвакуацию людей. Те тоннели, которые в последнее время построены в Москве (Лефортовский тоннель, Строгинский тоннель), имеют ещё рядом и дополнительный тоннель для эвакуации. Ну а мост более эффективен с точки зрения дальнейшей эксплуатации и возможностей по расширению его возможностей. Потому что можно построить одну опору и рядом с железнодорожным полотном сделать ещё и автодорожную составляющую.

В 2001 году по поручению правительства РФ консорциум из нескольких питерских и московских институтов прорабатывал детально эту концепцию. У меня на столе лежат документы, которые рассказывают о различных вариантах. Уже тогда, в 2001 году, было рассмотрено четыре варианта железнодорожного мостового перехода, в том числе три варианта с фермами как наиболее надёжными и проверенными конструкциями. Уже более 300 лет строят их. То есть, это отработанная технология. И четвёртый вариант – с передовыми вантовыми пролётными строениями. Тогда была доказана техническая возможность запроектировать, построить и хорошо эксплуатировать мост при условии научного сопровождения проекта.

Строительство моста на Сахалин будет обусловлено сложными климатическими условиями. Надо учитывать и морской климат, и ледовую нагрузку, и сейсмические воздействия, и особые грунтовые условия, и глубины. Всё-таки в море не так много мостов построено. Но уровень мирового и российского мостостроения позволяет надёжно предполагать возможность спроектировать и построить мост с учётом всех неблагоприятных факторов.

Мост, который предполагается построить, в каком месте будет соединять остров Сахалин и материковую часть России? И какая будет протяжённость мостового перехода? Место уже определено или возможны варианты?

Ю. Новак: Как учили ещё нас, мост должен быть построен в самом узком месте, если нет никаких сложных и препятствующих этому условий. Нашли такой участок в Татарском проливе в зоне пролива Невельского между посёлком Лазаревым и островом Сахалин. Протяжённость самого мостового перехода (от устоя до устоя), по предварительным проработкам проектных институтов, составляет 6,6 км. Он будет перекрыт пролётами длиной 200, 300, может быть, 400 метров для того, чтобы обеспечить режим судоходства и не очень стеснять условия, потому что там возможно льдообразование, мощные торосы, а поэтому любое стеснение условий может, конечно, привести к неблагоприятным последствиям. Тем более что мост планетарного значения должен стоять не 100 или 200 лет, а быть построен навсегда. На этом участке никаких островов, как при строительстве Крымского моста, нет, а морские глубины на Сахалине будут гораздо больше.

Сколько времени может занять строительство моста на Сахалин?

Ю. Новак: На самом деле это ещё вопрос и финансирования: будет ли бесперебойное финансирование? Мосты на остров Русский – три года, мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке – три года, Крымский мост – тоже где-то три года. Поэтому с учётом сложности и удалённости доступа к Сахалину, думаю, потребуется 4-5 лет. Но здесь надо сказать, что сейчас мы говорим и выступаем за строительство одного железнодорожного моста. Крымский мост – это фактически два отдельных моста: автомобильный и железнодорожный. А это уже 40 км. Здесь же всего 6,6 км. Думаю, что мостовики справятся, потому что наука всегда им поможет и будет стоять на страже надёжности, качества и целесообразности этого моста.

Мнение ректора МГСУ профессора доктора технических наук член-корреспондента РААСН Андрея Анатольевича Волкова.

Программу "Актуально" ведёт Иван Волонихин.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация