Актуально Число видеокамер на российских дорогах вырастет вдвое
До 2024 года Минтранс предлагает внедрить новые технические требования и стандарты обустройства автомобильных дорог с учётом цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Об этом говорится в проекте паспорта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". До 2024 года количество камер на российских дорогах должно вырасти практически вдвое.
На начало 2018 года на дорогах, по данным ГИБДД, было установлено 9000 стационарных камер. К концу следующего года их количество должно вырасти на 11 процентов, в декабре 2020-го – на 33 процента от нынешнего числа, в 2022-м – на 66 процентов, в 2023-м – на 88 процентов, а на 31 декабря 2024 года количество камер на дорогах должно вырасти на 211 процентов – до 18990 штук.
Причем комплексы фотовидеофиксации планируется устанавливать не только на федеральных трассах, но и на дорогах регионального или межмуниципального значения.
В сентябре 2019 года должна быть утверждена концепция внедрения технологий беспроводной связи устройств. С помощью цифровых технологий Минтранс надеется избавиться от мест, где часто происходят ДТП. К июлю 2020 года будут приняты стандарты использования технологий беспроводной связи устройств в дорожном хозяйстве, а в июле 2021-го на 35 участках дорог общего пользования в пилотном режиме заработают технологии беспроводной связи. Развитие таких сетей связи позволит устанавливать пункты контроля нарушений правил дорожного движения (в том числе режима скорости, веса и габаритов) даже в тех местах, где сейчас это невозможно.
Возможно ли такое на практике?
Разъясняет автомобильный обозреватель радио "Вести ФМ" Игорь Александрович Моржаретто.
Какие ещё проблемы могут решить все эти внедрения видеокамер, кроме снижения роста ДТП? Или они решают исключительно одну задачу: заставить автомобилистов снизить скорость?
И. Моржаретто: В теории это, конечно, главная и единственная задача камер, для чего их, собственно, и вешают. На самом деле в российских условиях во многих регионах эти камеры давно уже стали средством пополнения местных бюджетов, и многие регионы уже планируют, сколько можно заработать денег с помощью камер в следующем году. Поэтому часто камеры вешаются совсем не там, где есть действительно аварийно-опасные места, а в тех местах, где люди в силу разных причин нарушают ПДД. Например, абсолютно ровная прямая дорога, как стрела уходящая вдаль, и на ней стоит знак ограничения скорости 40 км/час. Почему он тут стоит, объяснить невозможно, но за подобным знаком, как правило, стоит камера.
Целый ряд российских регионов получают довольно большие деньги за счёт этих камер. Есть уже даже ряд областей, где в общий бюджет республики или области камеры вносят очень ощутимую лепту. Поэтому тут самая главная задача – сделать так, чтобы камеры висели там, где надо. Там, где действительно есть опасность, что люди будут нарушать, там должна висеть камера, а перед ней должен висеть знак, что висит камера. Соответственно, человек, если он не умалишённый, вряд ли будет нестись под стоящую камеру.
А законом разрешено сильно ограничивать скорость движения на каких-то участках трассы и вешать там камеры?
И. Моржаретто: Знак, ограничивающий скорость, – это прерогатива местных властей. Они принимают решение по согласованию с органами ГИБДД и решают, что вот здесь у нас мало аварий, ровная красивая дорога, поэтому установим ограничение скорости 90 км в час. А здесь у нас дорога проходит через населённый пункт, поставим ограничение скорости до 40 км в час. Вообще, это решение местных властей. Почему они приняли такое решение, надо разбираться жителям того или иного города. Могу сказать, что редкий водитель, который ездил хоть раз в жизни через Республику Татарстан, уезжал оттуда без штрафа. Потому что у них на всех дорогах, причём идеальных, висит знак ограничения скорости движения или 40, или 50 км в час. И тут же у них стоит камера.
Повышение штрафов параллельно с введением большого числа камер возможно?
И. Моржаретто: На сегодняшний день у нас достаточно сбалансированная система штрафов и трогать их не стоит. Вообще, в России ПДД правятся с завидной регулярностью (несколько раз в год). Люди не успевают привыкнуть к одним нормам, одним штрафам, смотришь, уже другие появились. Поэтому, может быть и не трогать их пока. Штрафы у нас вполне сопоставимы с европейскими, особенно учитывая то, что зарплаты у нас пока не сопоставимы.