Картинка

Актуально Полновесный российский колос испугал американских фермеров

24 сентября 2018, 12:43

"Поставки из России пшеницы на мировой рынок угрожают благосостоянию американских фермеров" – с таким заголовком вышло американское издание "Уолл-стрит джорнэл". Несмотря на то, что урожай в 2018 году отнюдь не рекордный, Россия заняла лидирующее положение на глобальном рынке и имеет шансы его сохранить. В частности, на экспорт с 1 июля 2017 по 30 июня 2018 года было направлено более 40 млн тонн пшеницы, что вдвое больше, чем за предшествующий период. Это абсолютный рекорд.

В ситуации разбирался Андрей Евгеньевич Сизов, генеральный директор компании "Совэкон".

Чем можно объяснить обеспокоенность американских сельхозпроизводителей?

А. Сизов: Это, скорее, журналистская обеспокоенность. Потому что всё-таки пшеница для Америки – уже не важнейшая культура, как это было раньше. Сегодня кукуруза и соя – основа американского сельского хозяйства. Это откорм птицы, откорм свиней, откорм молочного скота и всего животноводства в целом.

Китай недавно в ответ на американские пошлины ввёл 25-процентные пошлины на ввоз американской пшеницы. Соответственно, для России открывается большой китайский рынок. Это также ослабляет позиции фермеров из США на глобальном рынке?

А. Сизов: В целом, да. Но я бы не стал ни преувеличивать, ни приуменьшать достижения России по экспорту пшеницы. Да, в короткий исторический срок Россия из импортёра пшеницы стала крупнейшим её экспортёром. Если в конце 80-х годов Россия с составе СССР ввозила 20 млн тонн пшеницы, то за прошлый сезон она вывезла 44,5 млн тонн. Это практически абсолютный мировой рекорд. Хотя в конце 50-х годов были поставки больших объёмов американской пшеницы, но они были не столько коммерческими, сколько значительная их часть шла по линии различной помощи, благодаря которой США привязывали к себе те или иные рынки.

Конечно, то, что Россия вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы, создаёт болезненное ощущение не столько у фермеров, сколько у американских политиков. Потому что Америка теряет для себя важнейшие ранее американские рынки сбыта пшеницы. Например, Нигерия была одним из крупнейших рынков сбыта американской пшеницы. Третье место занимала по ввозу пшеницы из США. А сейчас Нигерия – крупнейший покупатель российской пшеницы. Или Мексика. Граница с США совсем рядом. Тем не менее, Россия в прошлом сезоне в Мексику поставила 700 тысяч тонн пшеницы. Конечно, это колоссальное достижение российского АПК и той политики, которая проводилась по его поддержке и развитию.

Что касается Китая, то он сейчас делает ставку не столько на пшеницу, он сам является первым в мире производителем пшеницы, если не брать Евросоюз в целом, сколько на поставки кукурузы и сои. Эти позиции наиболее интересны для него сегодня. Вообще, Китай покупает примерно 4,5 млн тонн пшеницы.

По прогнозу российского Минсельхоза, планируется увеличить экспорт сельхозпродукции к 2024 году более чем в 2 раза и довести её продажи до 45 млрд долларов?

А. Сизов: Это возможно, но только за счёт того, что структура экспорта сельхозпродукции будет диверсифицирована, станет более разнообразной. Это должно быть не только зерно (пшеница), но и продукция животноводства. Это основное направление. Оно пока ещё не является доминирующим по сравнению с зерном, но в потенциале это самое важное направление экспорта вообще сельскохозяйственной продукции в целом. Россия обладает колоссальными природными ресурсами в виде пастбищ. А само зерновое производство – это основа животноводства. Это комбикорма, которые производятся на основе переработки зерна.

И второе после животноводства направление, которое можно выделить, это масличные культуры (подсолнечник и соя). Россия сегодня является единственным в мире производителем не генетически модифицированной сои. Все остальные производители сои (США, Бразилия, Аргентина, Украина) поставляют на рынок генетически модифицированную сою. Россия производит чистую сою, и это направление по сое очень перспективное с точки зрения китайского рынка, потому что Китай, который потребляет сою для пищевых целей, конечно, заинтересован в чистой сое, не генетически модифицированной.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация