Картинка

От трёх до пяти Математику в России уже убили

30 октября 2018, 16:08

Персоны

Развал школьного и вузовского образования, афера под названием "цифровизация обучения" и многое другое. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" – научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов.

ПРИВАЛОВ: Действительно, выступление господина Грефа, который невесть с чего спустил Полкана на математические школы, но совершенно потрясающе…

САТАНОВСКИЙ: Почему невесть с чего? Он глава попечительского совета Высшей школы экономики.

ПРИВАЛОВ: Нет, ну, какая-то математическая школа непосредственно перед этим форумом его укусила за ляжку. Что ж послужило поводом для этого? Понимаете, я страшно рассердился на эти глупости, которые он сказал, даже написал про это что-то, но я не знал главного, когда я писал свои гневные эти самые восклицания. Я не знал самого смешного. Самое смешное заключается вот в чём. Господин Греф же обращал внимание собравшихся и через средства массовой информации всей России на то, что мы стоим перед страшной угрозой перепроизводства математиков-программистов.

САТАНОВСКИЙ: Чего-то не видел.

ПРИВАЛОВ: Ну, я издевался всячески насчёт того, что он, видимо, не совсем понимает, что математик и программист – не одно и то же. Но я написал, что о каком перепроизводстве математиков вы говорите? Вроде бы не заметно, не видать. Оказывается, я недооценил ситуацию. Мне, значит, стали звонить и писать добрые читатели, которые рассказали, сколько мы сейчас готовим математиков. Ну, в некоторых местах, конечно, ещё есть гнёзда с двузначными цифрами набора, а в общем однозначные цифры набора. На фундаментальную математику набирают однозначное число людей в очень многих местах. Вот классической математики, фундаментальной математики, математики как таковой становится исчезающе мало, это на самом деле очень скверно. Потому что вот вы сейчас говорили об оборонных нуждах, есть и другие нужды, помимо оборонных.

САТАНОВСКИЙ: Да другие вообще никого не волнуют!

ПРИВАЛОВ: Ну, нас-то с вами волнуют, значит, мы не станем про них забывать. Так вот, в этих самых прикладных нуждах какое-то время можно не заниматься фундаментальными науками, какое-то время, потому что текущие прикладные работы в основном базируются на вчерашних и позавчерашних фундаментальных данных. Но, простите, вчера и позавчера очень скоро станут седой древностью.

САТАНОВСКИЙ: Ну да.

ПРИВАЛОВ: Если мы собираемся оставаться на уровне чуть выше, ну, не знаю, Ботсваны ещё хотя бы несколько десятилетий, то набирать 7 или 9 математиков в известных университетах – это очень верный способ не исполнить своих ожиданий, не прожить лучше Ботсваны.

КОРНЕЕВСКИЙ: А сколько надо, по-вашему?

ПРИВАЛОВ: Не знаю. Вот давайте я вам расскажу самое смешное, что было на свете. Я закончил школу, не буду вам говорить, в каком году, в "Википедии" можно посмотреть, когда случилась та беда, о которой я сейчас скажу. Когда наша школа перешла с 11-летней на 10-летнюю. Она же сначала была 11-ти, потом стала 10-ти, а потом опять стала 11. То есть в том году, когда я закончил 10, кончили и 11-е. Мы были так называемый двойной выпуск. И по случаю этого двойного выпуска на мехмате набрали не то, чтобы двойной, но полуторный курс. На мехмате МГУ в моём наборе было 600 человек. Нужно ли столько чистых математиков, не знаю, потому что столько чистых математиков не бывает. Из 600, которые поступили тогда на мехмат, стали профессиональными математиками, ну, 200.

САТАНОВСКИЙ: А иначе тоже не бывает, отсев же колоссальный. Всегда, везде, во всём!

ПРИВАЛОВ: Отсев. Даже не в том, что отсев в ходе обучения, потом люди пошли в другие сферы. Меня чёрт занёс в самые разнообразные сферы по окончанию университета, я уж математикой, собственно, с тех пор ни раз и не занимался. Вот. Математика она является помимо того, что базой для, вообще любых фундаментальных исследований, а стало быть для любых прикладных потом, она ещё играет совершенно феноменальную роль в самом процессе образования. Чего не хотят понимать сегодняшние наши диспутанты на эту тему, что образование, для того чтоб быть успешным, должно быть трудным. В программе, которые досаждают ребенку в процессе его школьного обучения, должны быть дисциплины, которые позволяют каждому ребенку в каждый момент времени дать оптимальную интеллектуальную нагрузку.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация