Русский музей Как относятся искусствоведы к повторениям художниками своих работ?
Передача посвящена ответам на письма радиослушателей, любителей Русского музея. Как относятся искусствоведы к повторениям художниками своих работ? Вы услышите рассказ о сложной судьбе пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова, о его знаменитой картине "Грачи прилетели", которая действительно была много раз повторена и интерпретирована художником; о многократно повторенной картине Максимова "Всё в прошлом", о творчестве Крамского, о мистическом месте – Михайловском замке, а также о весёлых музейных капустниках...
У микрофона петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова:
"Сегодняшний выпуск мы решили посвятить письмам. Благодарим за интерес и к Русскому музею и к нашим встречам на радио. Извините, если не всегда удается быстро ответить. Иногда вопрос ждет своего часа.
Так, наконец, отвечаем на вопрос давнишнего друга наших путешествий в Эрмитаж и Русский музей Алексея Весёлкова из города Бердска Новосибирской области. Размышляя о судьбе художника Алексея Кондратьевича Саврасова, Алексей Весёлков пишет: " У Саврасова была трагичная судьба. Вероятно, ради заработка художник произвел множество повторов своей знаменитой картины «Грачи прилетели»? Как искусствоведы оценивают авторские повторы картин? Художественная ценность авторских повторов картин менее значима по сравнению с первым, оригинальным полотном?
"Вы правы, уважаемый Алексей, конечно, выше всего ценится первое созданное полотно. Как и в гравюре, первые оттиски. Что касается ценности авторских повторений, каждый случай индивидуален. Художественная ценность авторских повторов может быть различна: одни работы более удачные, другие менее. О картине «Грачи прилетели» Саврасова говорит Елена Нестерова – доктор искусствоведения, профессор петербургской Академии художеств (ныне Академического Института имени Репина)...
В почте редакции есть несколько писем с просьбой рассказать о музейных капустниках, которые родились в стенах Русского музея, а теперь уже не первый год площадкой для сборов музейщиков становятся разные петербургские музеи. Так Ольга Вениаминовна Клушкина пишет: "Как-то попала на одну Вашу программу, где звучали веселые рассказы из музейной жизни. Наверное, возможно, хотя бы иногда разбавлять нужные и серьезные разговоры об искусстве житейскими историями. Знаю, экскурсоводы частенько собирают и записывают смешные или курьезные вопросы публики...
"Музейные сотрудники – народ наблюдательный. Но и посетитель бывает "не лыком шит". Мы представляли проект и саму народную книгу «Я поведу тебя в музей». Ее организатор – журналист Наталья Жукова и в нынешнем сезоне созывает первый музейный капустник. Предлагаю послушать несколько прежде записанных историй. Первую рассказывает Валерий Михайлович Ахунов – заведующий экскурсионным бюро Государственного Русского музея:
Среди дворцов Русского музея и всего Петербурга особой репутацией мистического места обладает Михайловский замок. Здесь может разыграться воображение у любого... Рассказывает Наталья Жукова – организатор и бессменный ведущий музейных капустников... А об Эрмитажной истории рассказала в передаче Светлана Доценко – представитель центра Эрмитаж-Амстердам..."
Подробнее слушайте в аудиозаписи эфира "Радио России"
Повторения художниками своих работ