Теория империй «Первые рабы Рима и Америки были белыми»
Персоны
Откуда пошли рабы? Разбиваем стереотипы.
ШАФРАН: Здравствуйте, друзья, мы вас приветствуем. Это наша новая программа "Теория империй", в которой мы говорим о том, что такое Римская империя, что такое современная Римская империя – Соединенные Штаты Америки. И ведем мы ее вдвоем с Сергеем Судаковым. Сергей Судаков, привет.
СУДАКОВ: Добрый день.
ШАФРАН: И я, Анна Шафран. Здравствуйте, друзья.
СУДАКОВ: Здравствуйте, здравствуйте.
ШАФРАН: Ну что, в прошлый раз мы начали – поговорили о том, как появилась Римская империя, как появились Штаты, поговорили о символах и о том, на чем базируется мощь и величие. А сегодня мы решили с тобой продолжить и закинули удочку на предмет того, что же такое рабство и рабы, откуда они брались, что такое конгресс и сенаторы – и там, и там.
СУДАКОВ: Совершенно верно. И поэтому сегодня я предлагаю, чтобы мы начали, наверное, наш разговор прежде всего с того, а кто такие рабы. Вот что такое у вас раб в вашем представлении? Почему-то, вы знаете, по всем фильмам нам классически показывают, что раб – это вот человек абсолютно всегда должен быть черного цвета, которого бьют плетьми. А вы никогда не задумывались: а первые рабы действительно все были черные, или это немножко лукавство?
ШАФРАН: А вот это очень интересный вопрос. Если мы говорим и о Риме, и об Америке.
СУДАКОВ: Совершенно верно, совершенно верно. Дело в том, что у нас такое впечатление, что действительно рабы всегда были черными, что всегда африканский континент давал только рабов. А это же неправда. Давайте сначала начнем, наверное, с Америки, а потом перейдем на Рим. Когда начинала формироваться первая Америка, первые переселенцы приезжали, формировали массачусетскую колонию, первые поселенцы пытались как-то наладить отношения с индейцами, выторговывали себе части земли. И огромное количество слухов и сплетен было в Старом свете о том, как здорово и замечательно осваивать новый континент. И вот тогда всякие бомжи (простите за такое слово), всевозможные преступники…
ШАФРАН: Маргиналы.
СУДАКОВ: Маргиналы – все хотели бежать из-под виселицы в Америку. Но как? Денег-то нет. И вот тогда они приходили к более-менее состоятельным товарищам и говорили: а давайте подпишем контракт на 5, 10 или 15 лет. Я готов стать вашим рабом на 10-15 лет за то, что вы меня довезете до Америки. И вот таким образом в Америке формировались первые белые рабы. И вот практически первое существование всей колонии – рабы были исключительно белые, рабы по контракту, рабы по найму.
ШАФРАН: Но это вообще ломка стереотипов. Потому что, я думаю, ни один человек из наших слушателей, ну практически ни один, не догадывался о том, что в Соединенных Штатах Америки были вообще-то в самом начале именно белые рабы.
СУДАКОВ: Да, потому что многие считают, что вот американские плантаторы, всегда были черные рабы, и так далее. Это неправда совершенно. Но потом оказалось, что таких рабов держать очень невыгодно. Во-первых, они все время пытаются сбежать, их надо все время держать на цепи. Во-вторых, они все время хотят убить своего господина, чтобы стать самому более обеспеченным товарищем, захватить твой бизнес, захватить твой дом. И тогда начали задумываться: а кого же лучше завозить? И тогда оказывается, что британцы, владычица морей поставляла огромное количество свежепригнанных, отвоеванных, захваченных африканских рабов. А как обстояло дело в Риме? В Риме было примерно так же. Дело в том, что, начиная с 4-го века до нашей эры, в Риме можно было очень легко попасть в рабство за долги. То есть, по большому счету, не было процедуры так называемого физического банкротства. Я тебе занимаю денег, а ты мне приходишь и говоришь: я не отдаю тебе денег. Я после этого иду в суд, и суд присуждает: если ты в течение 50 дней мне не возвращаешь деньги, ты становишься моей собственностью.
ШАФРАН: На сколько-то лет или навсегда?
СУДАКОВ: Нет, вообще навсегда. Потому что если ты в течение 50 дней, когда я на тебя надеваю кандалы, не отдашь мне мои деньги (неважно, сколько я тебе дал денег – динарий, два-три, тысячу – цена не имеет значения), ты являешься человеком, который не вернул мне долг. Следовательно, я могу спокойно тебя обременить – ты становишься моей собственностью. Но так существовало примерно до 2-го века до нашей эры. Потому что потом римляне посчитали, что иметь граждан в качестве рабов – это унизительно. Нужно делать только так, чтобы рабы были не граждане Рима – кто угодно, но не граждане...
Слушайте в аудиофайле!