Уроки истории Почему опыт Лиги Наций оказался неудачным
Персоны
В этот день 100 лет назад – 24 января 1919 года – в Париже на Международной конференции, созванной для подведения итогов Первой мировой войны, была озвучена идея создания Лиги Наций, международного института, призванного обеспечить впредь миропорядок путем контроля над вооружениями, превентивного предотвращения агрессии, урегулирования споров между государствами. Проще сказать, это был прообраз нынешней Организации Объединенных наций. В принципе, правильно; другое дело, что опыт Лиги Наций, ее роль на мировой арене в период между Первой и Второй мировыми войнами оказались, мягко говоря, неудачными. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко "Разлом" на радио "Вести FM".
Впервые принципы действия мирового сообщества были сформулированы философом Иммануилом Кантом в 1795 году в сочинении под характерным названием "К вечному миру". Понятно, что на практике осуществить эту идею можно было только с учетом и на основании реальной силы, влияния и конкретной политики ведущих держав мира. Поэтому с самого начала в механизм работы Лиги Наций было заложено противоречие. Благородная цель сотрудничества между народами в сфере безопасности соседствовала с изначальной задачей обеспечить не какой-то абстрактный мир, а порядок, отвечающий интересам стран-победительниц в Первой мировой войне. Напомним, что это были страны Антанты и их союзники. При этом, в отличие от преференций, которые имеют в настоящее время страны-учредители ООН, они же – великие державы, обладающие ядерным оружием на легальных основаниях, и они же – постоянные члены Совета безопасности, тогдашние ведущие державы мира, а именно США, Великобритания, Франция, Италия и Япония, во многом иначе воспринимали роль Лиги Наций, предпочитая действовать, в первую очередь, методами традиционной политики, блоков, союзов, не говоря уже о силовой составляющей. То есть в глазах учредителей Лиги Наций организация эта виделась именно как инструмент для достижения собственных целей. Причем инструмент если не вспомогательный, то избирательного действия.
Достаточно сказать, что Соединенные Штаты, которые устами своего президента Вудро Вильсона и озвучили в Париже идею образования Лиги Наций, так и не вступили в нее официально. А остальные из названных использовали, в первую очередь, свой статут постоянных членов Совета Лиги для решения конкретных территориальных проблем. Способ решения этой по определению болезненной и конфликтной проблемы – выдача мандатов Лиги Наций на управление той или иной территорией. В первую очередь, речь тогда шла о бывших германских колониях, разбросанных по всему свету, а также территориях, которые до войны входили в состав других побежденных в ходе Первой мировой империй.
Был составлен специальный список, причем разделенный на категории по "уровню развития цивилизации и государственности". Группу "А" составили территории, входившие до войны в состав Османской империи. Мандат на управление Месопотамией (в будущем – Ирак) и Палестиной (позднее – Израиль и Иордания) получила Великобритания. Сирия и Ливан отошли под контроль Франции. Группу "B" составили бывшие немецкие колонии в Западной и Центральной Африке. Тут свой извечный колониальный спор англичане и французы решили отчасти в пользу третьей стороны – территории Руанды и Бурунди вошли в состав бельгийского Конго. А Камерун и Того были разделены между Лондоном и Парижем. Группу "C" составили колонии Германии в Океании. Здесь были отчасти учтены интересы Австралии, Новой Зеландии и Японии. Первая получила в управление германскую Новую Гвинею и Науру, вторая – острова Самоа, а японцы – архипелаг в центре Тихого океана.