Завтра в мире Чем больше мы знаем об обществе, тем лучше

5 февраля 2019, 20:30

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии – Михаил Анипкин, доктор социологии. Мы говорили с ним не о технологиях, а о людях, о том, как меняется общество и как можно прогнозировать его будущее, изучая прошлое.

Вы известны не только в России. Вы работаете ещё в Великобритании и получили научную степень по социологии как раз в британском университете.

М. Анипкин: Да, в университете Эссекса.

Там очень серьёзно относятся к изучению поколений.

М. Анипкин: Это один из центров изучения индивидуальных биографий, Там даже есть банк устных историй. Именно Эссекский университет занимает одно из первых мест в Европе, а может быть, и в мире по изучению индивидуальных биографий и, соответственно, поколений различного рода.

Зачем это делается? Почему это интересно науке?

М. Анипкин: Во-первых, чем больше мы знаем об обществе, тем лучше. Это всегда так. Когда мы идём к врачу, даже если у нас что-то не болит, все равно будет лучше, если будет дополнительный какой-то тест: анализ крови и т.п. Пусть всё это будет в копилку. А потом, когда наступает проблема со здоровьем, тогда мы смотрим, какие у нас были изменения, и мы можем выбрать правильную схему лечения. Точно так же и в обществе. Чем больше мы знаем об обществе, тем лучше.

Но социологи не так давно стали изучать поколения. Пионерами в этом являются американцы. Есть два знаменитых американских учёных Нил Хау (Neil Howe) и Билл Штраус (William Strauss), которые и разработали и предложили первыми развёрнутую теорию поколений на американском примере. То, что сейчас делается в России, – это, скорее, перепевки Нила Хау и Билла Штрауса. Не всегда удачные, кстати.

Во-вторых, исследования поколений стали бурно развиваться в маркетинге. Потому что нужно знать, как продавать товар или услугу соответствующим возрастным группам. И пионерами в исследовании поколений в современном российском обществе были не социологи, а маркетологи. Они стали проводить фокус-группы именно для того, чтобы знать, как продавать товар. Но у них довольно узкий взгляд на эти вещи. А у социологов более широкий взгляд, потому что они пытаются понять не просто, что думают эти люди, а какие ценностные характеристики существуют у них, какой у них общий культурно-исторический опыт, который позволяет действительно выделять определённые поколенческие когорты. Этот термин серьёзен особенно для России, где история XX века страшно турбулентная. Поэтому исследование поколений в России очень полезно для понимания того, что вообще происходило с нашим обществом и что происходить с нашим обществом сейчас.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

­Чем больше мы знаем об обществе, тем лучше

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация