Картинка

Актуально Каждому клиенту банка в России определят его "цифровой профиль"

28 марта 2019, 12:19

В апреле-мае стартует в тестовом режиме создание "Цифрового профиля" клиентов банков и страховых компаний. Центробанк, который инициировал этот проект, полагает, что снизится стоимость всех банковских и страховых услуг.

Эксперт – руководитель аналитического центра компании "Зекурион" Владимир Владимирович Ульянов.

16 крупнейших российских банков начнут тестирование создания "Цифровых профилей" клиентов. Клиентам к чему готовиться? Что людям будут говорить в банках? На что они должны будут отвечать, что согласны, а по поводу чего им стоит задуматься?

В. Ульянов: Ни к чему готовиться не стоит. Для обычных людей мало что изменится, по крайней мере, на первых порах, пока идёт создание этой системы, отработка взаимодействия между участниками, которые будут вовлечены в эту работу. Единственное, что будет, так это будет чуть больше бумажек. Скорее всего, будет дополнительное разрешение на то, что вы дозволяете использовать ваши персональные данные. В нём будут перечислены эти персональные данные. А также на то, что вы разрешаете делиться вашими данными с третьими лицами, как предполагается, в рамках системы. То есть, информация будет пока собираться. Впоследствии, да, можно будет говорить о том, что что-то будет проще и быстрее. Но пока это можно только предполагать.

Означает ли это, что гражданам сейчас не имеет смысла давать согласие на обработку своих персональных данных и передачу их третьим лицам? Хотя куда только не передают люди свои персональные данные.

В. Ульянов: Боюсь, что не будет возможности выбора: передавать или не передавать. Куда деваться? Вы приходите в банк, и вам, прежде всего, дают на подпись бумагу с вашим согласием на передачу данных. Более того, большинство людей даже не смотрят, что за бумаги дают им подписывать. Когда человек видит длинный договор мелким шрифтом на четырёх страницах, не будет он вчитываться.

Но есть же дотошные люди, которые всё увидят и скажут, что не хотят эту бумагу подписывать. Они имеют на это право? Могут они отказаться?

В. Ульянов: Безусловно, имеют право. Но в этом случае банк скажет, что в таком случае он не сможет им оказать свои услуги. И предложит им выбрать другой банк. То есть, человек должен будет пойти и найти какой-то банк, не входящий в число этих 16 крупнейших банков.

То есть, это будет добровольно-принудительная система?

В. Ульянов: Фактически так и делается обычно.

Данные в эту систему будут поставлять ФНС, Росреестр, МВД и Пенсионный фонд России. То есть, в одном месте будут сосредоточены практически все данные о человеке. Всего 57 позиций будет о человеке в его "Цифровом профиле". О чём будут эти данные?

В. Ульянов: Когда вы приходите в какую-то государственную или коммерческую организацию, вы обычно заполняете длинную анкету. Да, в ней может быть не 50 полей, но, по крайней мере, 20-30 есть. Вы идёте в иную организацию, и там заполняете уже другую анкету. В ключевых моментах эти анкеты пересекаются (адрес, контактные данные, телефон, емейл, адрес регистрации, ФИО), но количество полей при этом действительно может быть гораздо больше. Всего их может быть больше сотни. Но на первых порах, видимо, решили ограничиться тем количеством данных, которые наиболее часто используются в различных сервисах. Вот пока, наверное, эти и будут собирать. Потом, может быть, "Цифровой профиль" будет расширен.

И проблема заключается не в том, что данные собираются, а в том, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Хорошо, что их будут хранить в одном месте, будет большая классная база. Но представьте только себе, если произойдёт утечка этой базы!? На самом деле утечки данных – это большая проблема сейчас и для коммерческих организаций, и для госсектора. Потому что данные ими собираются, и люди предполагают, что они будут безопасно использоваться и на сторону передаваться не будут. Однако от утечек никто не застрахован. Не говоря уже о злом умысле тех сотрудников, которые сидят на местах и могут, в принципе, данные сливать и пытаться на этом заработать.

Центробанк понимает, что главная задача – это всё-таки безопасность данных. Он не планирует хранить в одном месте всё. По его мнению, в "Цифровом профиле" должны храниться лишь ключевые данные о гражданине, а остальные сведения подтягиваться из других автоматических систем по запросу. Может быть, это действительно спасёт от каких-то крупных утечек личных данных?

В. Ульянов: Я не соглашусь про ключевую информацию. Адреса и паспортных данных уже достаточно мошенникам для осуществления большого круга мошеннических действий. Поэтому даже такая базовая информация, если она где-то хранится, имеет ценность.

То есть, главная проблема – выстроить очень сложную и непробиваемую защиту этой базы данных?

В. Ульянов: Конечно. Тем более, если мы ответственно подходим к осознанию современных цифровых киберугроз. Там всё гораздо серьёзнее, нежели действия хакеров или программы-шпионы. Это собственные сотрудники, которые каждый день приходят на работу и имеют легальный доступ к данным. Они как раз эти данные могут воровать. Или по злому умыслу, или по какой-то халатности кому-то передавать. И вот это действительно большая проблема.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация