Путешествие в Эрмитаж "Словарь русских художников" Оскара Вольценбурга

31 марта 2019, 13:31

Рассказ о человеке, имя которого хорошо знают все библиофилы страны, да и не только России: Оскар Эдуардович Вольценбург. Библиограф, библиотековед, библиофил. Главный труд его жизни шеститомный "Словарь русских художников" неизменно востребован всеми исследователями истории отечественного искусства.

Ничего не предвещало младшему сыну мастера бумажнй фабрики под Петербургом исключительной судьбы, если бы не революции 1905 – 1917 годов. Вольценбурги – семья петербургских немцев. Глава семьи – был германским подданным. Происхождение позволило овдовевшей матери Оскара – прихожанке лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте – отдать мальчика на бесплатное обучение в знаменитую школу прихода «Петришуле».

Немецкий, французский, латынь, греческий – языки, а также знания по истории и литературе и любовь к книге. С этим Оскар окончил школу в 1904 году, собрав домашнюю библиотеку и папку репродукций русских художников. Поступил в Институт гражданских инженеров на архитектурное отделение. А тут 1905 год. Студенческие социал-демократические кружки, в петербургские институты охватило модное течение – устраивать студенческие библитеки.

Главное заключалось в том, что можно было бесплатно получить книги на дом. В том числе и нелегальную литературу. На общественных началах Оскар Вольценбург стал заведовать студенческой библиотекой. И далее не расставался с библиотечным делом уже никогда. Повезло и с наставниками. На старших курсах Оскар Вольценбург работал помощником архитектора Юлия Юльевича Бенуа. Был хорошо знаком с трудами библиографа-подвижника Николая Собко – автора Словаря русских художников.

Похоже, что юноша дал себе клятву продолжить начатое Николаем Собко: сохранить в отечественой истории имена всех художников и их творчество. Возможно, сегодня это кому-то кажется излишним альтруизмом, но Оскар Вольценбург действительно преклонялся перед живописным талантом. Ценил творчество древнерусских художников, Уже работая в Эрмитаже, он разыскал все свидетельства работы крепостных художников с 1797 по 1861 год над копированием эрмитажных полотен.

Желание в деталях понять и зафиксировать эпоху отразилось, например, в научном докладе «Внутренний вид Эрмитажной библиотеки времен Пушкина». Вольценбург заведовал Эрмитажной библиотекой с 1932 по 1959 год ( с небольшими перерывами). За его плечами был опыт Первой мировой войны ( в полевой артиллерии он был награжден двумя Георгиевскими крестами). В 1918 году организовывал первые военные передвижки (библиотеки для солдат Красной Армии) и был назначен на работу в Комиссариат народного просвещения к Луначарскому.

Оскар Вольценбург был среди тех, кто проводил в жизнь декрет Совесткой власти по национализации частных библиотек и организации книжной и букинистической торговли. В 1923-ем до 1930 года Оскар Вольценбург был назначен заведующим Ленинградской Центральной библиотекой на площади Лассаля дом 3.( нынешняя знаменитая площадь Искусств). В этом же доме получил квартиру.

Оскар Вольценбург вместе с Эрихом Голлербахом были организаторами Ленинградского общества библиофилов. Вместе они выпустили сборник «Литература о Детском Селе». Детальный справочник для историков искусства, музееведов, краеведов. В хронологическом порядке до 1931 года включительно. Оскар Эдуардович три года возглавлял общество, и собрания часто проходили в его квартире. Все годы Оскар Вольценбург продолжал работать над словарем русских и советских художников (так первоначально он назывался)...

­"Словарь русских художников"

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация