Картинка

Русский музей Картина Михаила Нестерова "Святая Русь"

11 августа 2019, 13:10

К некоторому удивлению музейщиков обычная для музея процедура: снятие живописного полотна в экспозиции со стены для отправки в реставрацию или на выставку,- становится сегодня событием для телевизионных репортажей. Но на самом деле, если телевизионный репортаж привлечет внимание к картине, к художнику, цель просвещения достигнута, не правда ли?

В лабораторию научной реставрации живописи доставлена картина Михаила Нестерова «Святая Русь». Напомню размеры этого масштабного полотна 2.33 на 3.75 метра. В одном из писем Нестеров так описывал произведение: «Среди зимнего пейзажа идут-бредут и стар и млад со всей земли. Тут всяческие ''калеки'', люди ищущие своего Бога, искатели идеала, которыми полна наша ''Святая Русь''.

Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит светлый, благой и добрый Христос с предстоящими ему святыми Николаем, Сергием и Георгием». Задумал создать такую картину Михаил Нестеров еще в конце 1890-х годов. За плечами 35-летнего художника были путешествия по Европе, где он знакомился с традициями византийского искусства.

Цикл работ, посвященных Сергию Радонежскому. А в 1901 году художник отправился в Соловецкий монастырь, где увидел и жизнь монахов, типы паломников, и пейзажи севера. Когда художник решился представить публике законченную работу, ее приняли неоднозначно: критиковали за то, что Христос изображен не в храме, а вышел к людям в лесу, пеняли за то, что смотрит куда-то вдаль мимо людей. Резко критиковал полотно Лев Толстой.

Более полувека картина «Святая Русь» находилась в фондах Русского музея. Лишь в конце 1980 годов заняла, наконец, свое место в нестеровском зале. В 2000-ом году была показана на выставке в Сан Марино, посвященной двух-тысячелетию христианства. Более никуда не отправлялась по причине своей сохранности. В экспозиции за ее состоянием был установлен контроль.

А теперь на полгода полотно будет в руках опытных реставраторов: Марата Дашкина, Ольги Клёновой и Натальи Романовой. Они сохранили и продлили жизнь многим живописным шедеврам собрания Русского музея. Все хронические проблемы живописных полотен связаны с нарушениями технологического процесса создания полотна.

И с возрастом картины, как и у человека, врожденные недуги обостряются. Картина лежит лицевой стороной вверх, словно пациент, целиком доверившейся врачу. И действительно, многое вокруг напоминает медицинскую клинику. Скальпели, капельницы, зажимы, шприцы, пинцеты. стоматологические скобы. Ультрафиолет, инфракрасный свет и рентген.

Но есть и набор строительных инструментов, утюги. И, конечно же, кисти, краски, растворители.. Впервые стою так близко к полотну, которое можно обойти со всех сторон, и впервые обнаружила много проклеек папиросной бумагой. Самое замечательное свойство осетрового клея , что он на всех этапах своей жизни, даже в состоянии старения, абсолютно обратим. Но чтобы снять старые реставрационные кромки, надо перевернуть картину лицом вниз. А для этого прежде обезопасить фрагменты живописного слоя, вызывающие опасения.

Лучшие инструменты реставратора – знания и интуиция. У картины «Святая Русь» предстоит заменить старый растрескавшийся от времени подрамник, изготовив новый, вернуть свежесть авторским краскам. Прожить полгода ежедневно глаза в глаза с персонажами картины – запомнишь каждый миллиметр холста...

На этом завершаем разговор о проекте масштабной реставрации картины Михаила Нестерова «Святая Русь», что идет в Русском музее. Благодарим за участие в программе ведущих специалистов своего дела Павла Климова и Наталью Романову.

У микрофона была Анна Всемирнова.

Русский музей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация