Отзвуки театра с Александром Калягиным Игорь Ясулович: "фрукт позднего созревания"
Персоны
Гость программы – Игорь Николаевич Ясулович, народный артист России, ведущий артист Московского ТЮЗа. Он родился в 41-м году в селе Рейнсфельд Куйбышевской области, в эвакуации – его отец был морским офицером.
Впоследствии, как вспоминает сам актер, когда ему понадобилась утерянная метрика, и он послал запрос, к его удивлению, документы оказались в порядке. Но местом его рождения значилось село Залесье Кошкинского района Самарской области: после войны поселение немецких колонистов было переименовано...
В 1962-м году Игорь Ясулович окончил актерский факультет, в 1974-м – режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. К слову, свой путь в кино Игорь Ясулович начал именно у своего любимого учителя Михаила Ромма с маленькой роли в интеллектуальной драме, – эталоне советского кино картине "Девять дней одного года" . Хотя роль и маленькая, но актер сыграл ее в полную силу. Да он вообще по поводу маленьких ролей не особенно переживал, ведь можно и большую роль сыграть бессмысленно. Особенно, когда понимаешь, что играть нечего. Ему жалко было тратить на ерунду скоротечную жизнь, но зато если в маленькой роли был человек, тут-то уж Ясулович выступал настоящим ювелиром, – играл с несказанным удовольствием...
Автор программы познакомился с Ясуловичем в 62-м году, когда тот стал актером Экспериментального театра-студии пантомимы ("Эктемим"). Тогда его и увидели на сцене...
- По-моему, ты играл Чичикова в "Мертвых душах". Москва просто валом валила на спектакль.
Игорь Ясулович: В "Похождениях Чичикова". Вообще говоря, придя в Театр-студию киноактера и получив закваску в Театре пантомимы, когда у нас был такой режим: утром – тренаж, репетиция, вечером – спектакль, и так – полтора года, – придя в Театр-студию киноактера и очутившись в вакууме, я понял, что без подмостков, без сценической площадки могу проститься с профессией или просто помереть.
И я абсолютно сознательно играл спектакли, качество которых в силу различных причин было разным: составы были громадными, – одну роль могли играть пять – шесть актеров. И тут же вечером ты мог позвонить в диспетчерскую и узнать, что тебя отсылают куда-нибудь в киноэкспедицию – или на дубляж, или на озвучение. И если ты утром приходил на дубляж или озвучение и через полтора часа был свободен, то дальше можно было гулять целый день. И так, собственно, протекала жизнь.
И я начал сознательно загружать себя. И пусть качество спектаклей было не очень, зато качество драматургии было прекрасным. Это был Шекспир, Лопе де Вега, Грибоедов. В общем, это было то, на чем можно было учиться, во что погружаться, анализировать...
- В Москве долгое время существовал Театр-студия киноактера. И в нем действительно играли величайшие актеры: Мордюкова, Сергеев, Пуговкин.
Игорь Ясулович: Борис Федорович Андреев, Сергей Александрович Мартинсон... Мне повезло выходить на площадку в спектакле "Целуй меня, Кэт" рядом с Сергеем Александровичем Мартинсоном. Акустика в Театре киноактера была чудовищной; мы надрывались, а наши родственники, которые приходили на спектакль, говорили: ребята, вас же не слышно. Но выходил Сергей Александрович – и его было слышно в любой точке! Вот у кого можно было учиться! Так мы учились профессии...
-------------------------------------------------------------------------
"Думаю, скандалы – это по части шоу-бизнеса, – сказал в одном из интервью Игорь Ясулович, отвечая на вопрос, чем объяснить его редкую "нетусовочность": скандалы обычно служат актерам прекрасной рекламой. – Видите ли, когда есть дело, круг интересов, друзья-единомышленники, на все остальное времени не слишком хватает.
Кроме того, всякого рода скандальное напряжение неплодотворно. Не хочу никого осуждать, быть может, в выбросе адреналина кто-то находит "подпитку", но мне это мешает в творчестве, на сцене. Я не могу сказать, что специально выстраиваю неконфликтные ситуации – так уж сложилась моя жизнь. И не страдаю от этого..."