Вечерняя смена Планета "Мегаполис"
Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.
Вы частенько слушаете радио?
Олег Нестеров: Последний год, кажется, нет, совсем не слушаю радио. Это периодами у меня всегда случалось. То я слушал речевое радио, то музыкальное, то опять речевое, то опять музыкальное. Потом слушал радио классической музыки. Но год, как-то я был, что называется "под парами".
Судя по тому, что я Олегу рассказала все радиосплетни последнего десятилетия, а то и больше, Олег сильно отстал от "горячей" радийной жизни.
Олег Нестеров: В такси я, честно говоря, слушаю то, что слушают водители, поэтому сканирование всё-таки происходит. Я понимаю, что появились какие-то новые имена на радиорынке, новые артисты. В общем, всё это интересно.
К вам, как к основателю музыкального лейбла, вопрос в этой связи. Вы слушаете где-то периодически новые музыкальные имена и новые музыкальные композиции и какой вы делаете вывод? Пришла в упадок музыкальная рок-культура или поп-культура? Или, напротив, вам кажется, что то, что происходит, это так интересно, что-то музыканты всё-таки делают?
Олег Нестеров: Последний год или полтора я вдохновенно понимаю, что пришли новые имена 16-20 лет. Это абсолютно новая музыка, абсолютно новые ребята. Они не похожи ни на кого на свете. Ни на нас, ни на поколение 2010-х, ни на поколение нулевых, ни на 90-х, ни на 80-х, они чуть-чуть похожи на самых светлых и звонких "шестидесятников", на поэтов, которые стадионы собирали, или на художников, которые делали какие-то выставки. Это поколение, которое в музыкальном и глобальном смысле заставляет меня охать и понимать, что через 10 лет страна вообще будет другой. С чем я вас и поздравляю. Когда будете праздновать 39 лет "Радио России", вспомните мои слова.
Кстати, "Мегаполис" по-прежнему называется "настоящий московский ансамбль "Мегаполис"?
Олег Нестеров: Долгое время, с 1996 года по 2018 год, мы старались, чтобы нас так не называли. А вот в 2018 году мы вдруг поняли, что нам нужно опять возвращаться в каком-то смысле в Москву и быть "настоящим московским ансамблем", потому что именно Москве мы необходимы. Извините, что я так нескромно говорю, но мы – "настоящий московский ансамбль".
Я знаю, что "настоящий московский ансамбль "Мегаполис" умудрился каким-то образом получить себе достаточно молодую аудиторию за прошедшие годы. И это удивительно, потому что к нам приходили, казалось бы, "монстры умов подрастающего поколения", например, группа "Слот", но и они тоже уже старички. Они сами об этом говорят, что к ним на концерты стали вдруг приходить папки со своими здоровенными детьми. Как у вас получилось заполучить к себе молодую аудиторию?
Олег Нестеров: Всё очень просто. Спасибо 14-летней музыкальной аскезе. 14 лет назад я и мой коллега по "Мегаполису" Михаил Габолаев превратились в продюсеров. Мы ничего сами не делали, но помогали другим музыкантам студией. И вообще это было наше плечо. Когда мы только-только начали продюсировать, это были "Маша и медведи", Найк Борзов, "Ундервуд". И пошло-поехало, и мы на 14 лет замолчали. Это молчание а) позволило мне научиться профессии музыкального продюсера и б) научило меня, наверное, быть артистом.
Есть такое выражение "между быть и казаться". Так вот, у меня за эти 14 лет произошёл серьёзный дрейф от "казаться" в сторону "быть". И эти 14 лет молчания помогли нам второй раз войти в эту реку. Мы выстрелили в 2010 году с альбомом "Супертанго", который был сделан нами как в последний раз, как такое последнее, очень честное высказывание, достаточно мужское, и началась наша новая жизнь. И те, кто к нам приходят сейчас на концерты, по крайней мере, две трети, это молодые люди. Они не очень понимают, когда вдруг, что бывает крайне редко, кто-то из зала выкрикнет магические слова: "Карл-Маркс-Штадт", "Яйца дрозда" или что-то ещё. Благодаря "Супертанго", благодаря нашему проекту "Из жизни планет" – музыкальному посвящению неснятым фильмам 60-х годов, а это и спектакль, и сайт, и музыка, посвящённая четырём неснятым картинам тех лет, мы взяли ещё и театральную аудиторию. Современная театральная аудитория очень молодая. Мы играем спектакль в Театральном центре им. Всеволода Мейерхольда (ЦИМе), мы его отпремьерили в "Гоголь-центре", в Санкт-Петербурге мы его играли на новой сцене Александринки и в Музее современного искусства "Эрарта". И мы получили качественно иную аудиторию. Плюс ещё проект интуитивной музыки "Zerolines". А это тоже совсем всё другое. Это и привело нас к такому очень радостному для нас существованию. Мы часто играем спектакли, играем перформансы "Zerolines" и просто выступаем как "Мегаполис".
Начнём с "Zerolines". Я однажды ехала за рулём и услышала по радио музыкальный перформанс "Бриллианты из глаз". И я вдруг поняла, что меня, человека, достаточно прожжённого и закалённого шоу-бизнесом за более чем четверть века, что меня эта вещь пробрала до мозга костей. И у меня даже пошли по телу мурашки. Что это вообще такое? Расскажи про этот проект.
Олег Нестеров: "Zerolines" – это интуитивная музыка. То есть, это когда музыканты садятся в круг и играют, условно говоря, что им в голову взбредёт. А это делать не так просто. Потому что музыканту сначала приходит в голову вся слышанная им музыка Земли. То есть, несколько лет нужно избавляться от сыгранной музыки, от штампов, которыми полна наша голова. Что с нами и происходило.
А чем это от "джема" отличается?
Олег Нестеров: В принципе это "джем", но только заранее там не прописана ни гармония, ни тема, ничего. Это, в общем, действительно "джем", но это другие первые слои, когда в "джеме" музыканты играют клише, стандарты, уже где-то слышанные. Например, любит человек Пола Маккартни, он и играет как Пол Маккартни. И ходы у него как у П. Маккартни. И какие-то такие кластеры. И чтобы пробуравить вот этот не очень плодородный слой, нам понадобилось три года – с 1990 по 1993 год, а потом мы научились входить в состояние потока, и в этом состоянии играет уже не 30-летний музыкант, а играет то, что у него внутри, – тысячелетний музыкант. Есть опыт человеческий, который вот такой, он показывает не очень много. А есть опыт духовный, который вот такой – из всех твоих переживаний, воплощений и т.д. И когда ты находишься в состоянии потока, то работает твой духовный опыт. Нет неправильных нот. Они приходят одновременно, как в композиции "Бриллианты из глаз". И текст в ней сразу же пришёл, и музыка пришла сразу. Мы ничего практически там не резали, мы подмикшировали, я перепел начисто. Какие-то фонемы заменил на слова, практически не было выпадений битых файлов. Вот и всё.
Музыка – это вечное, и нам она не принадлежит. Я просто хочу сказать, что мы научились таким образом делать музыку, и часть этой музыки стала песнями "Мегаполиса" в 90-х годах, как, например, песня "Звёздочка", знакомая слушателям по эфирам нескольких радиостанций с 90-х. А потом эта музыка изменилась. Но не то, что бы изменилась, мы поняли, что есть целые направления этой музыки, которые песнями быть не хотят, которые именно композиции, грувовая музыка, низкий горизонт событий. Есть, конечно, текст, но ты слушаешь его слушаешь, а выйти оттуда как бы не можешь.
И мы сделали проект "Zerolines". В 2000-х годах мы записали кучу музыки, и потом, как в фильме "Любовники Марии", когда парень полюбил девушку так, что не мог с ней никак переспать, мы так любили эту музыку и боялись прикоснуться руками, что ушло 16 лет, пока мы всё доделали, привели в порядок и издали как альбом "Мегаполиса". Потом мы опять всё перерулили, и это стал отдельно стоящий проект.
Проект "Zerolines" в 2000 году породил основу для "Супертанго". Ровно половина песен в "Супертанго", в том числе и заглавная вещь, они тоже из этого "джема".
Что такое в твоём понимании музыкальный поток?
Олег Нестеров: Поток – это когда через тебя музыка проистекает. И ты как какой-то медиум. Есть музыка сфер, как говорил Пифагор, музыка космоса, а есть музыка человека. Когда человек соотносится с космосом, он резонирует, и поток без потерь как бы через него проистекает. Но это всё нам не принадлежит, это всё оттуда.
И ещё я хотел бы пригласить всех на спектакль "Из жизни планет" в Центре имени Вс. Мейерхольда 30 и 31 декабря. Это музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х четырёх великих кинорежиссёров, которые так и не сняли свои фильмы. Это Геннадий Шпаликов, Владимир Мотыль, Андрей Смирнов и Владимир Китайский.
В программе прозвучали песни группы:
1. "Другой".
2. "Нежность и слёзы".
Полностью беседу с гостем слушайте в записи программы.
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"