От трёх до пяти «Цифровизация не простимулирует рост экономики»
Персоны
О новом правительстве и многом другом Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский беседуют в эфире «Вестей ФМ» – с президентом Института национальной стратегии Михаилом Ремизовым.
РЕМИЗОВ: Если начать с темы нового правительства, не знаю, что по-настоящему нового оно привнесет. Может быть, если отталкиваться от ожидания вокруг фигуры нового премьера – какой-то дополнительный импульс процессам цифровой трансформации будет дан. Но надо иметь в виду, что самый большой риск в сфере цифровизации – это цифровизация неэффективных процессов, в том числе в сфере государственного управления. Но, так или иначе, я думаю, что то, что касается цифровизации системы госуправления и госуслуг, это тема, которую Мишустин явно понимает достаточно хорошо, и по которой можно ожидать хорошей динамики. Другое дело, что она не влияет критично на экономический рост. Есть там разные исследования, в том числе, на материале Индии, которые показывают, что вот такого прямого непосредственно положительного влияния на экономический рост процессы цифровизации не оказывают. Я имею в виду, не создание новых индустрий цифровых, а вот просто цифровизация того, что раньше было аналоговым.
САТАНОВСКИЙ: У меня нет ощущения блистательного восстановления после постсоветского краха промышленности и того, что мы прямо преодолели все-все-все! Скорее, наоборот!
РЕМИЗОВ: По крайней мере, знаете, когда стали пытаться что-то делать – там проектировать, там проектировать – выяснилось, что куча пробелов, и куча вещей, которые мы потеряли. Не знаю, мы во многих сферах просто утратили навыки проектирования новой техники!
САТАНОВСКИЙ: Дело в том, что нет многих производственных цепочек, завязанных на кооперацию и не завязанных на кооперацию – многое просто разрушено. Нет огромного количества кадров!
РЕМИЗОВ: Просто пока мы не пытались что-то делать, мы об этом не думали, и вроде все было нормально, а когда мы стали пытаться что-то делать, мы стали обнаруживать, что у нас не хватает каких-то действительно критически важных звеньев!
Я вот как-то общался с нашими судостроителями, которые ледокольной тематикой занимаются, КБ "Айсберг", спрашиваю, почему вы так долго и мучительно трудно со сдвигами вправо все происходит у нас в ледоколостроении, а они говорят: "Мы заново учимся, по сути, создавать, проектировать эту технику". Была мощнейшая советская школа, самая передовая в атомном ледоколостроении, но просто вот такой разрыв именно в циклах создания новой продукции был, что учатся заново. И то же самое, по большому счету, и в космосе – ракетные двигатели, и в авиации – новые самолеты, новые платформы. То есть из-за разрыва загрузки конструкторских школ, которые долгое время жили просто на модернизации и поддержании годности существующей техники, мы по некоторым направлениям утратили способность создавать новую технику, и сейчас эту способность нарабатываем заново.
Но вот возвращаясь, собственно, к вопросу о правительстве, одна из хороших новостей, как мне кажется, состоит в том, что теперь гражданская промышленность и военная управляются из одного центра. Я не знаю, может быть, в какие-то седые времена тоже так было, но на моей памяти такого не было. Это было всегда разрозненное курирование, и это приводило к отсутствию синхронизации таких планов и механизмов управления этими секторами промышленности – гражданскими и военными. И вот то, что сейчас один вице-премьер, причем идущий со стороны оборонного сектора, курирует и военную, и гражданскую промышленности, мне кажется, создает предпосылки к тому, чтобы за задачу диверсификации взяться более системно, чтобы отнестись к ней максимально серьезно! На мой взгляд, это хороший признак! Мы, на самом деле, уже много таких возможностей упустили из-за разрозненности курирования гражданских и военных....