Актуально Минпромторг договорился о ценах на продовольствие с ритейлерами
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Правительство сообщило о том, что договорилось с крупнейшими ритейлерами о том, что те будут следить за ценами в своих магазинах и будут контролировать рост этих цен. Понятно, что правительство хотело этих договорённостей. А торговые компании хотели?
Сергея Беляков: Это не договорённости, а внятно сформулированная позиция правительства, руководства страны, которая относится и к торговым организациям, сетевым компаниям, поставщикам и всем участникам рынка. И хотим мы этого или нет, мы будем это выполнять. Но даже без этих договорённостей мы сами уделяем пристальное внимание ценам на полках у нас, и поставщики внимание этому уделяют. В общем, все стараются вести себя ответственно. Это первая часть ответа.
Но есть и вторая часть ответа. Если мы станем заложниками буквального толкования, что цены не должны расти никогда и ни на что, тогда мы получим банкротства. Никто в убыток себе работать не будет. Если мы будем работать себе в убыток, то мы увидим банкротства и исчезновения с рынка и производителей, поставщиков продукции, и торговых организаций. Речь идёт о том, чтобы нормальная (маржинальная) доходность оставалась такой, какой она было в нормальное время, чтобы искусственно не пользовались ситуацией, связанной с повышенным спросом, и не создавались какие-то условия для дополнительной прибыли в связи с повышенным спросом и тяжёлой ситуацией для населения, хотя она не тяжёлая была в последнее время. И отказом от некоторых попыток, которые, надеюсь, не носят массовый характер, злоупотребить своими возможностями.
Мы сейчас находимся в ежедневном контакте и с поставщиками, и с Антимонопольной службой, и с Министерством промышленности и торговли, и с региональными властями. Мониторинг идёт со всех сторон. Поэтому мы под очень пристальным контролем, контроль этот чувствуем, и никто заигрываться не собирается. И рынок очень оперативно реагирует, если кто-то из участников рынка начинает своим "правом" злоупотреблять.
А как вы реагируете, когда кто-то начинается своим "правом" злоупотреблять?
Сергея Беляков: Допустим, заявляют нам о своём намерении повысить цены поставщики.
Во-первых, на это не только мы реагируем, но и реагирует ФАС. Да и поставщики разные бывают. Бывает поставка, которая является импортной или в себестоимости которой высокая импортная составляющая. Тут никуда не деться, потому что есть курсовая разница, и она влияет на цену.
Второе. Мы запросили больше объёма продукции для удовлетворения растущего спроса. И поставщики на это идут. Но некоторые поставщики в связи с этим вынуждены с односменной работы переходить на двух- или трёхсменную работу, закупать больше ГСМ, каких-то материалов для производства продукции. Это касается и пищевой продукции, и непищевой. Всё это издержки, которые тоже ложатся в стоимость товара. И мы смотрим, насколько из-за этого себестоимость растёт и оптовые цены растут. И всё это должно находиться в пределах допустимого, не влиять на сильный рост цены – 2-3 процента, где-то чуть больше, где-то чуть меньше.
Третий фактор. Ритейл всё-таки вынужден ориентироваться не только на позицию поставщиков, но и возможности покупателя. Поэтому мы как были фактором, сдерживающим потребительскую инфляцию, так им и остаёмся. Например, по некоторым группам товаров мы продаём их по себестоимости. По той цене, по которой покупаем, по той и продаём. Это касается в первую очередь социальной группы товаров. Это та часть прибыли, которой мы делимся с покупателями для того, чтобы продать товар по ценам, привычным для покупателя.
И, конечно, мы прекрасно понимаем социальный запрос, который в обществе существует во все периоды ажиотажного спроса, и причину такого пристального внимания к ритейлу. Но не только сетевой ритейл это понимает, а все участники бизнес-цепочки – от производства, поставки и до реализации.
Насколько прилично ведут себя транспортные компании?
Сергея Беляков: Транспортные компании ведут себя прилично. У нас другая проблема – иногда не хватает транспортных единиц для перевозки возросшего объёма продукции. Тут мы находимся в контакте с региональными властями, которые по возможности такие запросы удовлетворяют. Есть торговые организации, у которых свои логистические подразделения, кто-то покупает эту услугу на рынке. Есть поставщики, которые предоставляют продукцию, пользуясь своим автомобильным парком, либо сами покупают эту логистическую услугу. По-разному всё очень. Но объёмы возросли, и, конечно, запрос на транспорт тоже вырос. И не стоит забывать, что в цене транспортной услуги есть бензин. Несмотря на снижение цены на нефть, бензин не дешевеет и дешеветь не будет.
Разъясните такой казус. Ещё до того, как с полок начали всё сметать, прежде всего гречку, с месяц назад исчезла из магазинов вся дешёвая гречка. Точнее гречка, которая продавалась по низкой цене, в крупных сетевых магазинах стала в 1,5-2 раза дороже. С чем это было связано? Такое ощущение, что кто-то заранее, понимая, что пока ещё нет пристального взгляда, подсуетился и цены поднял. И теперь гречка будет всегда продаваться уже по той цене, которая у неё была до исчезновения с прилавков.
Сергея Беляков: Сети распродают всё, что поступает к ним на склады. Всё, что они закупают у поставщика, у производителя, они всё продают, потому что держать товар на складе очень невыгодно. Это требует финансирования или ты отказываешься от покупки других продуктов. Поэтому я как потребитель, а не как руководитель АКОРТ, не видел этого. Может быть, здесь я не очень репрезентативен, потому что небольшой спрос на гречку формирую, но если вы говорите, что такое было, не знаю, надо смотреть. Но обычно на цены влияет повышенный спрос. Сейчас проблемы затаривания складов и со стороны магазинов, и со стороны поставщиков не наблюдается. Мы знаем, сколько на складах в тоннах каждого вида продукции: и повышенного спроса, и обычного спроса, знаем, сколько поставщики могут произвести в день в каждом регионе и совокупно по стране. Мы в режиме оперативного управления процессом коммуницируем и с Минпромторгом, и с Минсельхозом, и никакого там затаривания продукции, которая не попадает на полки, ни сейчас, ни в период до возникновения такого повышенного спроса, который, кстати, уже пошёл на спад, нет. И здесь надо отметить разумность поведения наших покупателей, которые, видя, что на полках всё есть, перестали пытаться закупить всё впрок.
Ритейл тоже вёл себя прилично, быстро заполняя полки...
Сергея Беляков: Это не вопрос приличного поведения, а это бизнес-стратегия. Если полка пустая, значит, магазин несёт убытки. И, конечно, любую пустую полку или часть полки все заинтересованы очень быстро заполнить. Просто когда полка пустеет в обычном режиме, тогда хватало времени, чтобы в обычном режиме её и заставить. А когда она пустеет быстрее, тогда надо перенастроить процесс, связанный с большим объёмом закупки, с менее долгим сроком подвоза продукции, с более быстрым сроком разгрузки фур, а всё это требует рук и площадей. Поэтому иногда и возникает временной разрыв между пустеющей полкой и заполненной полкой. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы пустых полок не было. И их практически и нет.
Минпромторг договорился с ритейлерами о стабилизации цен на продовольствие