Цивилизация Разгильдяйство и казнокрадство при Николае I – вам это ничего не напоминает?
Персоны
Национальная политика цензура при Николае I. Еврейский вопрос. Разгильдяйство и казнокрадство при путешествии Николая I в Закавказье – вам это ничего не напоминает? Польское восстание и др.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров, Дмитрий Куликов и Гия Саралидзе. Приветствую вас, друзья.
КУЛИКОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Приветствую.
САРАЛИДЗЕ: Это наш проект "Цивилизация". Мы продолжаем говорить о царствовании Николая Первого. Как договаривались в прошлой программе, решили мы поговорить отдельно о национальной политике и, если хватит сегодня времени, еще и о цензуре, отдельно упомянуть ее, о том, какая она была при Николае Первом, и, может быть, развеять некоторые мифы, которые присутствуют. Ну, давайте с национальной политики. Мы затрагивали в прошлой программе ту тематику, о которой сегодня будем говорить, но хотелось бы как-то предметно и более подробно об этом поговорить. Ну, там направление – понятно, вот при правлении Николая Первого вопросы национального развития страны, они довольно сложные, острые – это и прежде всего политика в отношении Польского царства, это политика в отношении Финского княжества, прибалтийских земель, это Украина и Белоруссия – вот те части, которые достались после раздела Польши. Ну и, наверное, можно отдельно еще и о еврейском вопросе поговорить, тем более что при Николае Первом там довольно существенные изменения произошли. Ну, я бы упомянул еще и Закавказье, конечно. Потому что вот почему-то, даже когда смотришь в обзорах там национальной политики Николая Первого, вот все те направления, про которые я сказал выше, они упоминаются, а про Закавказье – как в основном это Кавказская война. При этом то, что происходило в Закавказье, мало упоминается, при том, что Николай Первый побывал в Закавказье, и на самом деле очень любопытные там заметки о его путешествии в Закавказье. Вот то разгильдяйство, которое там присутствовало, казнокрадство и так далее, вообще очень напоминает мне поздний советский период, честно говоря. Когда читал, просто ну иногда даже не мог сдерживать смех, настолько это было похоже на то, что происходило там в конце 80-х, например. Ну давайте начнем с Польского царства. Марат, тебе слово.
САФАРОВ: Да. Ну, в Польском царстве собственно до самого восстания 30-31 годов все атрибуты царства, они присутствовали. Во-первых, был польский царь. В прошлой программе Дмитрий Евгеньевич нам напомнил о том, что Николай Первый был единственным русским правителем одновременно с польским царем, с польским королем фактически. И супруга Александра Федоровна, она была коронована в качестве польской королевы, польской царицы. Вот это единственный случай. То есть это не наместники, не генерал-губернаторы, не формальное какое-то включение в корону Российской империи, а реальная церемония, которая прошла в Польше. И соответственно реальной же была церемония, такая очень важная для поляков, как они это называли – "детронизация", то есть свержения, формального свержения Николая Первого во время польского восстания. Вот эти моменты, которые такой легитимности и делегитимности, они определяли фактически то, что Польша была государством в государстве Российском до восстания. …
КУЛИКОВ: Восстание. Ну, навеяло в очередной раз. Они же в 812-м году ходили вместе с Наполеоном на Россию. И они почему-то думали, что Наполеон принесет им восстановление Речи Посполитой. Ну, гениальная мысль! … Ну и вообще почему-то часть польского дворянства – та, которая не ждала этого от Франции, она считала, что почему-то Россия должна. Вот Россия должна забрать, значит, и у Австро-Венгрии, и у Германии, и свою Западную Белоруссию и Украину отдать, восстановить Речь Посполитую, и вот это миссия российская, Россия должна вот это сделать. Ах, она не делает – всё, она плохая...
Слушайте в аудиофайле!