Картинка

Культурное путешествие Гжель, Жостово, Федоскино – далекое прошлое или актуальное настоящее?

22 мая 2021, 03:08

Персоны

Гжель, жостовские подносы, федоскинская миниатюра сегодня. Где, как? Насколько актуально в наши дни подобное мастерство?

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В эфире программа "Культурное путешествие". У микрофона ее ведущие – Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, я вас приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Недавно в замечательном музее "Новый Иерусалим" прошла выставка "Небесная мастерская" – народные художественные промыслы. Выставка мне очень понравилась, я вообще любитель русских промыслов. Но она меня заставила задуматься вот о чем. На сегодняшний день в нашей стране существует порядка 50 знаменитых ремесленных центров. 19 из действующих производств располагается в Подмосковье. Хотелось бы ошибаться, но зачастую многие не знают, как зародился промысел, где находятся фабрики по производству, да и вообще работают они или уже прекратили свое существование. И мне кажется, эта тема, безусловно, нуждается в освещении. Для нашего разговора мы выбрали три промысла – гжельский фарфор, жостовские подносы и федоскинская лаковая миниатюра. Вот с Гжеля я, Марат, и предлагаю начать. 60 километров от Москвы, Раменский район, так называемый "Гжельский куст". Именно сюда отправляются за тем, чтобы узнать историю промысла и побывать в музее при фабрике. Вообще Гжель переживала подъем и настоящую славу в XVIII-XIX веках, затем период упадка в начале 20-го столетия, далее невероятная популярность в советские годы. А что происходит сейчас, сегодня с одним из самых знаменитых промыслов?

САФАРОВ: Да. Во-первых, наше путешествие, оно такое не абстрактное, оно все равно музейное, в традициях нашей программы, поскольку каждый из вышеобозначенных подмосковных промыслов имеют свою музейную составляющую. Музеи очень интересные, самобытные, хорошо спланированные и адаптированные к массовому такому притоку туристов, и детские есть программы. Прошлые годы хорошо они так или иначе переживали все равно, потому что условия их жизни вроде бы не предполагали ухода полностью в онлайн, поскольку многие из этих музеев сосредотачивают свою деятельность еще и на мастер-классах, на мастерских, но тем не менее не закрылись, хотя было трудно. И тем не менее же, эти музеи, вот ну нельзя сказать, что они на слуху. Вот кажется, что всем известны эти промыслы, но можно ли (вот в начале нашей программы вы уже сказали об этом), а можно ли это увидеть, а где это непосредственно расположено, где-то далеко расположено.

СТУПАК: Многим кажется, что это находится очень далеко, и то, что это совсем…

САФАРОВ: Два героя наших сегодняшней программы располагаются, во-первых, рядом друг с другом, во-вторых, совсем рядом с Москвой – в Мытищнском районе – Федоскино и Жостово. Ну, чуть подальше Гжель – в Раменском районе. Ну вот, допустим, в этом году мне доводилось, наверное, пять или шесть раз проезжать село Гжель и видеть это село, и совсем это близко от Москвы, если кто знает юго-восточное направление Подмосковья, 60 километров, направление в сторону Раменского, в Раменском районе, в общем. А музеи – живые музеи, реально существующие, более того, имеющие такую определенную составляющую, связанную с возможностью самому побыть ремесленником, хотя бы на какое-то время.

СТУПАК: Это самое прекрасное, что там есть, ну для меня по крайней мере.

САФАРОВ: Да. И эта работа очень там хорошо налажена. И мне кажется, что даже они стали ролевыми для многих частных музеев Подмосковья, которые по их образу и подобию ремесленных музеев-мастерских, которые создавались именно по аналогии с этими музеями. Что касается их современного состояния. Несколько лет назад в проекте "Народы России" мы с нашим коллегой Гией Саралидзе подготовили специальный выпуск, посвященный русским народным промыслам, это уже приличное время прошло. И вот там мы говорили о том, что многие из этих промыслов очень тяжело восстанавливаются, восстанавливают прежде всего свою бытовую такую историю, а интерес к ним, поскольку вот произошло перенасыщение – штамповка, массовое производство, удешевление во всех смыслах. Потому что если товар стоит достаточно недорого, то и ценность его у людей соответствующая. Ну и, кроме того, многие традиции, искусные традиции, они перешли на массовое производство. И вроде изначально-то можно их и в каталогах увидеть, и подивиться тому мастерству ремесленников, скажем, начала ХХ века, но во второй половине ХХ века это массовое производство. И поэтому произошло определенное перенасыщение и упадок. Мне кажется, что это особенно характерно для гжельского промысла.

Слушайте в аудиофайле!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация